|
словам моих родителей, я поразительно на нее похожа.
Конечно, теперь все они умерли и они, и их дети, и дети их детей, и их
образ жизни. Нет и восточно-европейских местечек, погибших в огне пожарищ,
память о них сохраняется лишь в еврейской литературе, которую они породили и
через которую себя выразили. Это местечко, возрожденное в романах и фильмах,
известное в теперь в краях, о которых и не слыхивали мои деды, веселое,
добродушное, очаровательное местечко, на чьих крышах скрипачи вечно играют
сентиментальную музыку, не имеет ничего общего с тем, что помню я: с нищими,
несчастными маленькими общинами, где евреи еле-еле перебивались, поддерживая
себя надеждами на то, что когда-нибудь станет лучше, и веруя, что в их
нищете есть какой-то смысл. В большинстве своем это были богобоязненные,
хорошие люди, но жизнь их была, в сущности, трагична, как и жизнь моего деда
Мабовича. Я лично никогда не чувствовала никакой тоски по прошлому, несмотря
на то, что оно окрасило всю мою жизнь и наложило глубокий отпечаток на мои
убеждения. Именно оттуда пошло мое убеждение, что мужчины, женщины и дети,
кто бы они ни были и где бы ни жили, а в частности и в особенности - евреи,
должны жить производительно и свободно, а не униженно. Я нередко
рассказывала своим детям, а потом и внукам о жизни в местечке, какой я ее
смутно помню, и нет для меня большего счастья, чем сознавать, что для них
это только урок истории. Очень важный урок, ибо речь идет об очень важной
части их наследия, но ни с чем там они не могут себя отождествить, ибо с
самого начала их жизнь была совершенно иной.
В общем, отец провел в Америке три одиноких и трудных года. С великим
трудом он наскреб денег на поездку туда; как многие тысячи русских евреев,
хлынувших в "золотую страну" на рубеже столетия, он верил, что Америка -
единственное место, где он сможет разбогатеть, все произошло не так - и с
ним, и с другими, - но мысль, что он к нам вернется, помогла нам прожить эти
три года.
Киев, где я родилась, скрылся от меня в тумане времени, но образ Пинска
я сохранила - возможно, потому что я столько слышала и читала о нем. Многие
их тех, кого я встретила в последующей жизни, были родом из Пинска и
близлежащих городков, в том число семьи Хаима Вейцмана и Моше Шарета.
Много лет спустя я два раза чуть не попала в Пинск. В 1939 году, когда
я находилась в Польше с поручением от рабочего движения, я заболела в тот
самый день, когда должна была туда поехать, и поездка была отменена. Летом
1948 года, когда я была назначена послом Израиля в Советский Союзе, меня
охватило внезапное желание поехать в Пинск и увидеть своими глазами, не
остался ли в живых кто-нибудь из моих родственников после нацистов, но
советское правительство не дало мне разрешение. Я надеялась, что со временем
мне его все-таки дадут, но в начале 1949 года мне пришлось вернуться в
Израиль, и поездка в Пинск была отложена на неопределенное время. Может, оно
было и к лучшему; впоследствии я узнала, что из всей нашей огромной семьи в
живых остался только один дальний родственник.
Пинск, который я помню, был полон евреев. Это был один из самых
прославленных центров русско-еврейской жизни, и в какое-то время евреи даже
составляли там большинство. Он стоял на двух больших реках - Пина и Припять
(притоки Днепра) - и эти-то реки и давали большинству пинских евреев
средства к существованию. Они ловили рыбу, загружали грузовые суда, работали
носильщиками, а зимой кололи лед на огромные ледяные торосы и таскали этот
лед в погреба богачей, приберегавших его на лето. Было время, когда мой дед,
который по сравнению с моими родителями был зажиточным человеком, имел такой
погреб; в жару соседи ставили туда свои субботние и праздничные блюда, и
оттуда же брали лед для больных. Богатые евреи вели торговлю лесом и солью;
в Пинске было даже несколько фабрик - гвоздильная, фанерная и спичечная, -
которыми владели евреи, дававшие, разумеется, работу десяткам еврейских
рабочих.
Но больше всего я помню "пинскер блотте", как мы их называли, - болота,
казавшиеся мне тогда океанами грязи, которых нас научили бояться как чумы.
Для меня они навеки связаны с моим всегдашним ужасом перед казаками. Как-то
зимним вечером я играла с детьми на краю запретного болота, как вдруг,
откуда ни возьмись - а может, и прямо из самого болота - выскочили казаки
верхом и понеслись дальше, перескакивая через наши скорчившиеся дрожащие
тела. "Ну, - сказала мама, которая сама дрожала и плакала, слушая меня, -
ну, что я тебе говорила?"
Но Пинск был для меня страшен не только казаками и черными бездонными
болотами. Помню ряд высоких зданий на улице, ведущей к реке, а напротив них,
на холме, - монастырь. Целыми днями перед монастырем сидели и лежали толпы
калек, с всклокоченными волосами, с вытаращенными глазами, они громко
молились и просили подаяния. Я старалась там не ходить, но если случалось
мне проходить мимо, я бежала бегом, зажмурив глаза. Когда мама хотела меня
по-настоящему припугнуть, достаточно было заикнуться о тех нищих, и я тут же
переставала капризничать.
Но не все же было так страшно! Я была ребенком и, как все дети, и
играла, и пела, и сказки придумывала для маленькой сестры. С помощью Шейны я
научилась читать и писать и даже немного арифметике, хотя мне и не пришлось
пойти в пинскую школу. "Про тебя все говорили - золотое дитя! - вспоминала
мама. - Вечно чем-нибудь занята". Думаю, моим главным занятием в Пинске было
знакомство с жизнью, опять-таки главным образом через Шейну.
Шейна, которой исполнилось четырнадцать лет, когда отец уехал в
Америку, была замечательная девушка, умная и глубоко чувствующая. Ее влияние
|
|