|
общего подъема ».
Значит ли это, что при таком широком использовании чисто моральных побуждений
невозможны преувеличения и ошибки? Сталин сам резко указал на них, выступив
против крайних – наивно, по-детски крайних – мероприятий, вроде математической
уравниловки в зарплате, вроде полной обезлички. Такие мероприятия имеют грубый,
демагогический характер и не помогают, а вредят только еще начинающемуся
развитию социалистической личности, как индивидуальной, так и коллективной. Об
этих карикатурных схемах социализма мы еще будем говорить ниже.
Можно сказать, что увлекательный пример лучших, воодушевление организованных
масс – это исключительный и в то же время постоянный элемент созидательной
работы.
Другой импульс, другая пружина – самокритика. Сталин ожесточенно настаивал на
том, что орудие самокритики необходимо (настаивал при всяком случае). Правом и
орудием самокритики обязан пользоваться каждый работник и вся партия – во всех
своих ячейках и в целом. Необходимо выставлять на свет все ошибки, все упущения,
быть безжалостным к недостаткам и слабостям. Кто этого не делает, тот должен
ответить за это. Надо уметь раздваиваться на работника и наблюдателя, быть
своим собственным контролером. Пусть каждый растет во всю меру своей
ответственности. Только в социалистическом обществе получают смысл слова
деятеля реформации по поводу толкования Библии, – слова, бывшие в его устах
ложью: «Пусть каждый сам себе будет папой римским».
Как удар грома, обрушился день, когда не стало Ленина.
Он умер 21 января 1924 года, пятидесяти четырех лет от роду. Людям, окружавшим
его в повседневной работе, это казалось невероятным (смерть заставляет нас
верить в невероятное). Они не могли представить, что их покинул тот, кто
воплощал в себе всю русскую революцию, тот, кто выносил ее в своем мозгу,
подготовил, осуществил, спас. Ленин, величайший и во всех отношениях чистейший
из творцов истории; человек, больше которого никто не сделал для людей.
«Смерть Ленина, – пишет Мануильский, – глубочайшая, неизмеримая скорбь
миллионов, вопрос на устах у осиротелой партии: справится ли она без
гениального руководителя Ильича в труднейших условиях и не сорвется ли на
крутых поворотах?.. И спокойный, ровный голос Сталина: «Мы сломим препятствия,
мы не боимся трудностей».
Через несколько дней после кончины Ленина (повлекшей за собой колоссальный
прилив рабочих в партию, – «пролетарии хотели, – по словам Радека, –
коллективным подвигом, работой миллионов мозгов и сердец заменить великий мозг,
что перестал творить, и горячее сердце, что перестало биться»), Сталин на
торжественном заседании обратился к великой и родной тени вождя с последним
прощаньем от имени партии. Это прощанье приняло форму присяги: «Уходя от нас,
товарищ Ленин завещал нам держать высоко и хранить в чистоте великое звание
члена партии. Клянемся тебе, товарищ Ленин, что мы с честью выполним эту твою
заповедь!»
С первых же шагов советской власти Сталин, когда было надо, заменял Ленина, и
он продолжает заменять Ленина, когда его не стало.
И это, – прежде всего, потому, что Ленин уже давно воссоздал себя в лице
партии. Он выковал ее своими руками во всех деталях, прочно, широко, со всеми
ее мощными точками опоры, с ее непобедимым движением вперед; он сделал ее
источником руководства. Сказать, что Ленин был незаменим, значит ошибиться, как
бы сверхчеловечески велик ни был Ленин, – не таково существо партии. Когда
Ленина не стало, его работу взял на себя другой. Это – полная противоположность
физиологическому наследованию власти в династии, которое на протяжении двух
тысячелетий расшатывало историю.
Тогда начался и стал особенно заметным подъем Сталина, огромный рост его и без
того уже огромного авторитета. Чем дальше, тем больше становился он ведущей
фигурой.
Но не надо ошибочно понимать смысл этого роста сталинского влияния,
легкомысленно пускаться в избитые вариации на тему о «власти одной личности» и
«диктаторстве».
В Коммунистическом Интернационале и в СССР личной диктатуры быть не может. Ее
не может быть потому; что коммунизм и советская система развиваются в рамках
стройно разработанного учения, которому служат и самые крупные деятели, – а
сущность диктатуры, или власти одной личности, состоит в том, что диктатор
вопреки законам навязывает всем свою личную волю, свой каприз.
Марксизм можно толковать по-разному, особенно в применении к конкретным
событиям, и отдельное мнение, или даже тенденция, может в определенный момент
восторжествовать в руководстве государством и Интернационалом. Правильно ли это
мнение, верна ли эта тенденция? Жизнь идет вперед, правильность или ошибочность
директивы выясняется при столкновении с логическими требованиями жизни, с ходом
событий. Поэтому было бы грубейшей ошибкой думать, что над таким великим
организмом можно установить индивидуальное господство, власть, созданную
искусственными средствами насилий и интриг (Когда кто-нибудь стесняет деспота,
деспот делает знак палачу, как калиф из «Тысяча и одной ночи», или убийцам –
как Муссолини).
Обманом, махинациями, подкупом, полицейскими мероприятиями и преступлениями,
вводом солдат в залы заседаний, ночным убийством политических противников в
постели (двух сразу), – при помощи таких средств можно стать королем,
императором, дуче или канцлером, можно и удержаться на таком посту. Но
секретарем Коммунистической партии таким путем стать нельзя.
|
|