|
то,
почему в момент опасности он обращался к чисто религиозным средствам защиты
- к догме. В моей книге "Метаморфозы и символы либидо" (1912), в которой
говорилось о психологии аскетизма, я попытался объяснить причины его
странного поведения, мифологические связи. Сексуальные толкования, с одной
стороны, и властные притязания догматиков - с другой, натолкнули меня на
проблему типологии. Предметом моего научного интереса стали полярные
характеристики психики, а также исследование "потока черной грязи -
оккультизма", чему я посвятил несколько десятилетий. Я попытался понять
сознательные и бессознательные исторические предпосылки этого с точки зрения
современной психологии.
Не меньшее любопытство вызывали у меня взгляды Фрейда на
экстрасенсорное восприятие и парапсихологию в целом. В 1909 году, во время
нашей встречи в Вене, я поинтересовался его мнением об этих явлениях. По
причине своих материалистических предрассудков он заявил, что все мои
вопросы бессмысленны и проявил при этом столь поверхностный позитивизм, что
мне стоило большого труда не ответить ему резкостью. Это случилось за
несколько лет до того, как сам Фрейд признал серьезность парапсихологии и
фактическую достоверность "оккультных" феноменов.
Но в тот момент, когда я выслушивал его аргументы, у меня возникло
странное ощущение, будто моя диафрагма вдруг сделалась железной и
раскалилась докрасна, она, как мне показалось, даже стала светиться. И в
этот миг из находившегося рядом книжного шкафа раздался страшный грохот. Мы
оба в испуге отскочили - показалось, что шкаф вот-вот опрокинется на нас. Я,
опомнившись, сказал Фрейду: "Вот вам пример так называемой каталитической
экстериоризации". "Оставьте, - разозлился он, - это совершеннейшая чушь".
"Нет, профессор, - воскликнул я, - вы ошибаетесь! И я это вам докажу: сейчас
вы услышите точно такой же грохот!" И действительно, как только я произнес
эти слова, из шкафа снова раздался грохот.
До сих пор не понимаю, откуда взялась моя уверенность. Но я был
убежден, что это произойдет. Фрейд ошеломленно посмотрел на меня. Не знаю,
что он подумал и что увидел. Знаю одно - этот случай спровоцировал его
подозрительность, а у меня появилось ощущение, будто я причинил ему боль. Мы
никогда больше не обсуждали с ним это.
Год 1909 стал для нас переломным. Меня пригласили прочесть курс лекций
об ассоциативных экспериментах в университет Кларка (Вустер, штат
Массачусетс). Независимо от меня Фрейд также получил туда приглашение.
Решено было отправиться вместе. Мы встретились в Бремене, где к нам
присоединился Ференци. Там же произошел инцидент, о котором потом много
говорили: у Фрейда случился обморок. И поводом, похоже, послужил мой интерес
к "болотным трупам". Мне было известно, что в некоторых районах северной
Германии находили так называемые "болотные трупы" - сохранившиеся с
доисторических времен останки людей, которые или утонули в болоте, или были
в нем похоронены. В болотной воде содержится сапрогенная кислота, которая
растворяет кости, но выдубливает кожу, которая, как и волосы, превосходно
сохраняется. По сути это естественное мумифицирование, когда трупы
расплющиваются под давлением торфа. Время от времени они обнаруживаются на
торфяных разработках в Дании, Швеции и Голландии.
Именно эти "болотные трупы", и вспомнились мне в Бремене. (Я был
настолько поглощен собственными делами, что спутал их с мумиями из
бременских "свинцовых подвалов".) Мое любопытство раздражало Фрейда. "Что вы
нашли в этих трупах?" - постоянно спрашивал он, находясь в чрезвычайно
нервозном состоянии. И как-то за столом, когда опять заговорили о трупах,
Фрейд упал в обморок. Позже он признался мне в своей тогдашней уверенности в
том, что вся эта болтовня о трупах была затеяна мной, поскольку я будто бы
желал его смерти. Я был ошарашен. Меня испугала мощь его фантазий, которая,
на мой взгляд, и послужила причиной обморока.
Я был свидетелем еще одного его обморока в подобной ситуации. Это
случилось на съезде психоаналитиков в Мюнхене в 1912 году. Кто-то вспомнил о
фараоне Аменхотепе IV, о том, что из ненависти к отцу он уничтожил картуши
на стелах и что за всеми его великими религиозными сооружениями стоял
отцовский комплекс. Я возмутился и начал спорить, доказывая, что Аменхотеп
был творческой и глубоко религиозной личностью, чьи действия нельзя
объяснять только личной неприязнью к отцу. Напротив, он чтил имя своего
отца, а его страсть к разрушению была нацелена лишь на то, что было связано
с именем бога Амона. Это имя он стремился уничтожить везде, и не его вина,
что оно было высечено на могильной плите его отца, почитавшего Амона. Более
того, многие другие фараоны тоже заменяли имена своих фактических или
божественных предков на монументах и статуях своими собственными, так как
считали себя законным олицетворением соответствующего божества. Но они не
были основоположниками ни нового стиля в архитектуре, ни основателями новой
религии.
В этот момент Фрейд потерял сознание и упал со стула. Все растерянно
засуетились вокруг него. Я взял его на руки, отнес в соседнюю комнату и
положил на диван. Пока я нес его, он стал приходить в себя, и я никогда не
забуду его взгляда. Слабый и беспомощный, он смотрел на меня так, будто я
его отец. Каковы бы ни были другие причины его обморока (атмосфера на
конгрессе была более чем напряженной), в обоих случаях его навязчивой идеей
было отцеубийство.
|
|