|
явления вполне согласуются с теорией Фрейда. Таким образом, я как бы
подкреплял фрейдовскую аргументацию.
Иначе было с тем, что же именно "вытеснялось", здесь я не соглашался с
Фрейдом. Он видел причины вытеснения только в сексуальных травмах. Однако в
моей практике я нередко наблюдал неврозы, в которых вопросы секса играли
далеко не главную роль, а на передний план выдвигались совсем другие
факторы: трудности социальной адаптации, угнетенность из-за трагических
обстоятельств, понятия престижа и т. д. Впоследствии я не раз приводил
Фрейду в пример подобные случаи, но он предпочитал не замечать никаких иных
причин, кроме сексуальных. Я же был в корне не согласен с этим.
Поначалу я не мог четко определить, какое же место занимает Фрейд в
моей жизни, и найти верный тон в отношениях с ним. Открывая для себя его
труды впервые, я только начинал заниматься наукой и дописывал работу,
которая должна была способствовать моему продвижению в университете. Фрейд
же был, вне всякого сомнения, persona non grata в тогдашнем академическом
мире, и всякое упоминание о нем носило скандальный характер. "Великие мира
сего" говорили о нем украдкой, на конференциях о нем спорили только в
кулуарах и никогда - публично. Так что совпадение моих результатов с
выводами Фрейда не сулило мне ничего хорошего.
Однажды, когда я работал, не иначе как дьявол шепнул мне, что можно
опубликовать результаты моих экспериментов и мой выводы, не упоминая имени
Фрейда. В конце концов, я получил эти результаты задолго до того, как понял
значение его теории. Но тут заговорило мое второе "я". "Если ты сделаешь
вид, что не знаешь о Фрейде, это будет заведомый обман. Нельзя строить жизнь
на лжи". С этого момента я открыто принял сторону Фрейда.
Впервые я выступил в его защиту на конгрессе в Мюнхене, где обсуждался
обсессивный невроз, и где имя Фрейда упорно избегали даже упоминать. В 1906
году я написал статью для мюнхенского медицинского еженедельника о
фрейдовской теории неврозов, которая существенно углубляла понимание
обсессивных неврозов. После этого я получил предостерегающие письма от двух
немецких профессоров. "Если Вы, - писали они, - будете продолжать
заступаться за Фрейда, вряд ли Вы сможете рассчитывать на академическую
карьеру". Я ответил: "Если то, что утверждает Фрейд, правда - я с ним. Чего
стоит карьера, которую нужно строить, ограничивая исследования и замалчивая
факты", - и продолжал выступать на стороне Фрейда. Но мои результаты
по-прежнему противоречили утверждениям Фрейда, что все неврозы обусловлены
исключительно подавленной сексуальностью или связанными с ней эмоциональными
травмами. Иногда это так, но не всегда. Однако Фрейд открыл новые пути для
исследований, и отрицать это, на мой взгляд, было абсурдом. [В 1906 году,
после того как Юнг послал Фрейду письмо о результатах своих ассоциативных
экспериментов, между ними завязалась оживленная переписка, продолжавшаяся до
1913 года. В 1907 году Юнг послал Фрейду свою работу "Психология dementia
рrаесох". - ред.]
Идеи, содержащиеся в моей работе "Психология dementia рrаесох", не
встретили понимания - коллеги посмеивались надо мной. Но благодаря этой
работе я познакомился с Фрейдом, он пригласил меня к себе. Наша первая
встреча состоялась в Вене, в феврале 1907 года. Мы начали беседу в час
пополудни и проговорили практически без перерыва тринадцать часов. Фрейд был
первым действительно выдающимся человеком, встретившимся мне. Никого из моих
тогдашних знакомых я не мог сравнить с ним. В нем не было ничего
тривиального. Это был необыкновенно умный, проницательный и во всех
отношениях замечательный человек. И тем не менее мое первое впечатление от
него было довольно расплывчатым, что-то от меня ускользало.
Изложенная им сексуальная теория меня поразила. Правда, он не сумел
окончательно рассеять мои сомнения. Я пытался, и не единожды, изложить ему
эти сомнения, но всякий раз Фрейд не воспринимал их серьезно, считая что они
вызваны отсутствием у меня необходимого опыта. И он был прав: тогда мне
действительно не хватало опыта для обоснованных возражений. Я видел, что его
сексуальная теория чрезвычайно важна для него и в личном, и в
общефилософском смысле. Но я не мог решить, насколько это было связано с
переоценкой его собственных утверждений, а насколько - опиралось на
результаты экспериментов.
Более всего меня настораживало отношение Фрейда к духовным проблемам.
Там, где находила свое выражение духовность - будь то человек или
произведение искусства - Фрейд видел подавленную сексуальность. А для того,
что нельзя было объяснить собственно сексуальностью, он придумал термины
"психосексуальность". Я пытался возражать ему, что если эту гипотезу довести
до логического конца, то вся человеческая культура окажется не более чем
фарсом, патологическим результатом подавленной сексуальности. "Да, -
соглашался он, - именно так, это какое-то роковое проклятие, против которого
мы бессильны". Я не был готов согласиться с этим и еще менее готов был с
этим смириться. Но я пока не чувствовал себя достойным оппонентом Фрейда.
В этой нашей первой встрече было и еще что-то, что обрело для меня
смысл позже, что я сумел продумать и понять только тогда, когда нашей дружбе
пришел конец. Несомненно, Фрейд необычайно близко к сердцу принимал все, что
касалось его сексуальной теории. Когда речь заходила о ней, тон его, обычно
довольно скептический, становился вдруг нервным и жестким, а на лице
появлялось странное, взволнованное выражение. Я поначалу не мог понять, в
чем же причина этого. Но у меня возникло предположение, что сексуальность
|
|