|
небольшую заключительную главу с беглыми заметками о будущем, о посмертном
воздействии Эйнштейна на эволюцию науки. Теперь изменился самый жанр книги: она
посвящена не только жизни и смерти Эйнштейна, но и его бессмертию как основной
теме. Сейчас книга - уже не только и даже не столько биография Эйнштейна,
сколько попытка ответить на вопрос, что означают для современного человечества
жизнь и идеи Эйнштейна и в чем состоит развитие этих идей, что придает им жизнь,
динамику, бессмертие.
6
Первая часть книги - "Жизнь", естественно, в наибольшей степени сохранила
биографический характер.
Новая структура книги позволила даже сделать биографические главы более
биографическими, освободив их от некоторых, сравнительно сложных теоретических
вкраплений, которые теперь перешли во вторую и особенно в третью части.
Вторая часть - "Смерть" - посвящена отношению Эйнштейна к смерти и, далее,
более
общему вопросу о связи между современной, неклассической наукой и проблемой
смерти и страха смерти. Эта вторая часть книги - естественный переход от
биографии к истории, от периода, когда развитие теории в значительной мере
носит
отпечаток индивидуального стиля мышления, условий жизни, индивидуальных
симпатий
и интересов, к другому периоду, когда эволюция теории теряет биографический
колорит.
Это переход не только к истории, по и к философии науки - к тому, что можно
было
бы назвать философией истории науки, что прорывает рамки локального,
преходящего, ограниченного и охватывает дальнейшее развитие данной идеи,
концепции, теории. Иначе говоря, к бессмертию, к бесконечной эволюции разума,
науки, человека, что и является темой третьей части книги.
Четвертая часть - "Параллели" - содержит несколько очерков, опубликованных
ранее
в "Этюдах об Эйнштейне" и теперь радикально переработанных, а также новые
очерки. Современная наука способна сделать то, в чем все религии отказывают
богам, - она меняет не только будущее, но и прошлое. В современной ретроспекции
идеи античной науки, идеи XVII-XIX вв. и воздействия культурных ценностей, в
частности художественных, на науку выглядят по-иному. В свете современной науки
выступает на первый план то, что было в тени. Переоценка исторических ценностей
- важнейшая компонента культурного эффекта современной науки. Но при
сопоставлении современной науки с ценностями прошлого современные представления
сами выступают в новом освещении. Они оказываются исторической модификацией
сквозных идей, проходящих через всю духовную историю человечества. Сравнение
концепций Эйнштейна с взглядами Аристотеля, Декарта и других позволяет
по-новому
увидеть Эйнштейна.
7
Вероятно, следует предупредить читателя, что четвертая часть книги предъявляет
ему несколько повышенные требования. Вообще книга стала теперь (отчасти была и
раньше) неоднородной в смысле доступности. Она довольно отчетливо распадается
на
два концентра. Первый - это вся первая часть, вся вторая и почти вся третья
часть - до глав: "Принцип бытия" и "Единая теория поля". Второй, более трудный
концентр, требующий некоторой привычки к абстрактным физическим понятиям, - это
две указанные главы и четвертая часть книги, кроме, пожалуй, последних двух
глав
("Эйнштейн и Достоевский", "Эйнштейн и Моцарт").
Мне остается сердечно поблагодарить тех, кто помог выпустить эту книгу:
рецензентов и редакторов, а также многочисленных друзей, в беседах с которыми
выкристаллизовались изложенные здесь мысли. Сейчас я вспоминаю людей, которые
за
годы, прошедшие после первого издания, помогли мне узнать много нового об
Эйнштейне и многое по-новому осмыслить. Из них некоторых уже нет. Это Макс Борн,
Роберт Оппенгеймер, Леопольд Инфельд. Об их помощи я сохраню на всю жизнь
|
|