Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Исторические мемуары :: Томас Эдвард - Будда.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 168
 <<-
 
. Именно в 
это время, согласно одному из рассказов, между шакьями и их соседями колиями 
случилась ссора из-за орошении при помощи реки Рохини, пролегавшей между их 
владениями. Будда убедил их помириться. Тогда-то овдовевшая Махападжапати и 
пришла к нему в парк Нигродха и попросила, чтобы женщинам позволили оставлять 
мир, следуя Дхамме и Винае (Учению и Уставу) Татхагаты
[202]
. Будда трижды отказал ей и вернулся в Весали. Тогда Махападжапати обрезала 
волосы, надела желтые одежды и последовала за ним вместе с другими женщинами из 
шакьев. Они явились с опухшими ногами, покрытые пылью, и Ананда обнаружил их 
плачущими за дверями. Он встретил их и передал их просьбу Будде, который снова 
трижды отказал им. Тогда Ананда сказал: «Способна ли, Господин, женщина, 
ушедшая из дому к бездомной жизни в учении и уставе, что провозглашены 
Татхагатой, познать плод Входа в поток, или Единичного возвращения, или 
Невозвращения, или Архатства?» — «Женщина способна, Ананда». — «Если так, 
Господин, то Махападжапати Готами, тетя Господина, во многом послужила ему, она 
была нянькой для Господина и кормилицей, и давала ему молоко; и, когда его мать 
умерла, кормила его своей грудью. Было бы хорошо, Господин, если бы женщинам 
позволили уходить...» — «Если, Ананда, Махападжапати обязуется выполнять восемь 
Строгих правил, пусть это станет ее посвящением».

Ананда пришел к Махападжапати, изложил ей правила и сказал: «Если, Готами, ты 
обязуешься выполнять эти восемь Строгих правил, это станет твоим посвящением». 
Махападжапати ответила: «Почтенный Ананда, как девушка или юноша, любящие 
наряжаться, вымыв голову, принимают обеими руками венок из лотосов, или цветов 
жасмина, или цветов атимуттака и надевают его на голову, так и я обязуюсь 
выполнять эти восемь Строгих правил, которых мне не преступить во всю мою 
жизнь».

Восемь строгих правил
(гарудхамма):

1. Даже если монахине сто лет, она должна (первой) приветствовать монаха и 
подниматься перед ним, пусть даже его только что посвятили.
2. Монахиня не должна проводить Уединение в месте, где нет монахов.
3. Дважды в месяц монахиня должна узнавать у сангхи монахов о периоде Упосатхи 
(происходящее раз в две недели собрание) и о времени, когда должен прийти монах 
с наставлением.
4. После Уединения монахини должны проводить церемонию окончания и в собрании 
монахов, и в собрании монахинь.
5. Определенные проступки должны разбираться обоими собраниями.
6. Послушница, которую учили шести правилам в течение двух лет, должна просить 
о посвящении у обоих собраний.
7. Монахиня не должна осуждать или ругать монаха ни под каким предлогом.
8. Начиная с этого дня, слова (то есть официальные заявления) монахинь, 
обращенные к монахам, запрещены, слова монахов, обращенные к монахиням, не 
запрещены.

Ананда вернулся, приветствовал Будду, сел рядом и рассказал ему, что 
Махападжапати приняла правила. Будда ответил: «Если бы женщины не приняли уход 
от мира к жизни в учении и уставе, религиозная система
(брахмачарья)
существовала бы долго, доброе учение пребывало бы на протяжении тысячи лет, но, 
раз женщины уходят от мира, система не будет существовать долго, и доброе 
учение сохранится лишь на протяжении пятисот лет. Ведь грабителям легко 
вломиться в дома, где много женщин и мало мужчин, и точно так же в учении и 
уставе, жить в которых уходят женщины, религиозная система не будет долговечной
[203]
... Ведь в большом водоеме делают дамбу, чтобы вода не переливалась через край, 
и подобно этому, Ананда, я установил для монахинь эти восемь Строгих правил, 
которые они не должны нарушать за всю свою жизнь».

Этот приговор целесообразности посвящения женщин в монахини, несомненно, 
отражает свойственные сангхе представления. Этот же подход прослеживается в 
истории о Первом соборе, в конце которого Ананда был вынужден просить прощение 
за ряд проступков. В частности, он заявил, что не считает проступком свои 
уговоры, целью которых было посвящение в монахини Махападжапати, воспитавшей 
Будду, но, тем не менее, признает свою вину из верности почтенным участникам 
собора.

В буддийской традиции нет истории женской сангхи. В рассказе о смерти Будды 
монахини не упоминаются лишь в формальном описании сообщества как состоящего из 
монахов, монахинь, мирян и мирянок
[204]
. То, что мы о них знаем, исходит непосредственно из разрозненных легенд и из 
набора правил для монахинь в Винае. По-видимому, Ольденберг считает, что 
рассказ о Махападжапати имеет историческую основу. Тем не менее подобная 
легенда вполне могла быть создана специально для объяснения исторического факта 
образования сангхи. Наиболее подробный разбор вопроса о женской сангхе 
принадлежит мисс М.Е. Лулиус ван Гоор, которая полностью отвергает эту легенду
[205]
.


Хотя основание сангхи монахинь состоялось на пятом году пастырства Будды, 
Ананда в изложенном выше предании предстает спутником Будды. Это не 
соответствует традиции, согласно которой он достиг этого положения только на 
двадцатом году, когда Будда поселился в Саваттхи. С другой стороны, вряд ли 
возможно отнести смерть Суддходаны к такому позднему времени. Прич
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 168
 <<-