|
смертельны,
поскольку они могут объясняться сделанными независимо друг от друга
дополнениями. Утверждение, что Бодхисатта прошел тридцать лиг (свыше двухсот
миль) между полуночью и утренней зарей, вполне может быть преувеличением, к
тому же в одном из рассказов говорится лишь о шести лигах (около сорока пяти
миль). Но когда в одном рассказе говорится, что конь умер, а во втором — что
его привели обратно, или один утверждает, будто Рахула родился в ночь Отречения,
другой относит его рождение ко времени за семь дней до этого, а третий говорит,
что тогда он был только зачат, даже одно из повествований, если не вообще все,
не соответствует истине. Упоминание о святилищах, воздвигнутых в память разных
чудесных событий, доказывает только, что по меньшей мере через семь-восемь
столетий после смерти Будды распространились легенды о них.
Если Будда — историческая личность, ясно, что Отречение состоялось, причем уже
одного этого факта было достаточно для формирования не имеющих больше ничего
общего с действительностью легенд. Что касается четырех знаков, в Писаниях мы
располагаем подтверждением, что рассказ о четырех посещениях парка родился из
стремления придать видимость историчности каноническому пассажу, в котором на
самом деле не содержится никакой информации об этих событиях. Изложенные выше
события были просто сконструированы на материале изложенных в Каноне
размышлений Будды о старости, болезни и смерти. То же самое мы обнаруживаем и в
истории Отречения. Приведенные выше древние канонические повествования об уходе
Готамы из мира ничем не напоминают позднейшую легенду. Они повторяются в
различных частях Писаний и механически объединены в сутте, обращенной к джайну
Махасаччаке (Мадж., i, 240).
«
И вот перед моим просветлением, когда я был еще Бодхисаттой и не был полностью
просветлен, я подумал: тягостна жизнь в доме, в пыльном месте. Под открытым
небом отречение от мира. Нелегко для того, кто живет в доме, вести совершенно
полную, совершенно чистую и безупречную благочестивую жизнь. Что, если я
избавлюсь от волос и бороды и, надев желтые одежды, оставлю дом для бесприютной
жизни?
И вот в другой раз, когда я был еще мальчиком, черноволосым юношей в расцвете
молодости, в начале жизни, когда не желавшие этого мать и отец рыдали и их лица
были заплаканы, я срезал волосы и бороду и, надев желтые одежды, оставил дом
для бесприютной жизни.»
Это все; и даже если составитель этой сутты знал позднейшую легенду, здесь он
использует фразеологию того периода, когда о ней не было ничего известно.
Согласно этому тексту, Бодхисатта оставил мир не в возрасте двадцати девяти лет,
а еще будучи мальчиком
(Захара).
Упоминание о волосах и бороде представляет собой чисто формальное утверждение,
поскольку оно используется при описании любого отшельника, даже мальчика Налаки,
племянника Аситы. Лишить легенду всех ее чудес и противоречий значит оставить
ядро, в той же степени чуждое старейшим источникам, что и все остальное.
Ольденберг отвергает эти сведения, находя в них поэтические преувеличения, и
признает только канонические рассказы, представляющие собой неприкрашенные
фрагменты того, что знало (или думало, что знало) об этих событиях старшее
поколение.
Важный элемент легенды — история жены Будды и его сына Рахулы. Ольденберг пишет,
что рассказы о них можно считать вымышленными тем меньше, чем чаще образы
Рахулы или его матери встречаются в старой традиции не в дидактических целях
или не для создания патетических ситуаций
[115]
. В определенном смысле это верно. В старой традиции действительно отсутствуют
связанные с ними патетические ситуации, поскольку эти персонажи там вообще не
упоминаются. Бхадда Каччана — только одна из трех или четырех личностей,
которые поздняя традиция отождествляет с женой Будды, а более старые тексты
такую идентификацию не проводят
[116]
. Точно так же дело обстоит с Рахулой. В старых текстах он никогда не
упоминается в качестве сына Будды. Действительно, существует четыре или больше
«Рахула-сутты» и три «Рахуловада-сутты»
[117]
, где он появляется как собеседник, подобно другим монахам. В «Тхеригатхе»,
позднем тексте, частично, как признают и сами комментаторы, созданном не раньше
Третьего собора, Рахула говорит: «Я — сын Будды». Но на этом основании мы могли
бы сделать и заключение о том, что у Будды было четыре сына, поскольку три
других старейшины в этом тексте говорят то же. самое. Сириваддха говорит: «Я —
сын несравненного»; Касьяпа из Гаи говорит: «Я — истинный сын Будды»; Калудайин
говорит: «Я — сын Будды». Но всех учеников Будды часто называют в тех же
выражениях истинными или подлинными сынами Будды,
путта ораса,
«сынами души»
[118]
.
Так описывает себя Кассапа Великий, Сам., И, 221. Кроме того, когда ученики
спрашивают Будду, кто они, он отвечает, что они — истинные сыны Господина.
Дигха, ш, 84.
То, что у Будды была жена, не только естественно, но и, согласно индийским
понятиям, неизбежно. Женитьба — одна из обязанностей того, кто живет в мире.
Историкам нет нужды начинать с того факта, что у Будды были жена и сын. Это
может быть правдой и может основываться на устной традиции, но традиция
определенно не сохранила информацию о них. Что касается различных предположений,
кем была жена Будды, мнение о
|
|