Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Исторические мемуары :: Томас Эдвард - Будда.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 168
 <<-
 
d Ethics.
JA — Journal Asiatique.
JPTS — Journal of the Pali Text Society.
JRAS — Journal of the Royal Asiatic Society.
SBE — Sacred Books of the East.
ZDMG — Zeitschrift der deutschen Morgenlandischen Gesellschaft.



Введение

Азия — колыбель религий, но она бывала и их могилой. Религии исчезали не только 
с гибелью древних цивилизаций, их сметало и победоносное шествие новых 
верований.' Одним из таких учений-завоевателей, распространившимся наиболее 
широко, стал буддизм, пришедший из Индии на обширные пространства Южной и 
Средней Азии. Проник он и в древние религии Китая и Японии.

Тем не менее вплоть до нынешнего времени о действительной природе буддизма не 
было известно ничего. Ученые исследователи, путешествовавшие в свите Александра 
Великого, описывали разные индийские религиозные секты, не выделяя среди них 
буддизм. Первым христианским автором, упомянувшим о Будде, был Климент 
Александрийский (конец II в.). Он писал об «индусах, повинующихся заповедям 
Бутты, которого почитают как бога, преувеличивая его достоинство»
[1]
. Будда был известен и манихеям. Аль-Бируни цитирует принадлежащую Мани (ок. 
216—276 гг.) книгу «Шабуркан», где великий еретик называет тремя своими 
предшественниками Будду, Зороастра и Иисуса
[2]
. В «Деяниях Архелая» (начало IV в.), якобы представлявших собой запись спора 
между Мани и епископом Архелаем, рассказывается о Теревинфе, предшественнике 
Мани. Он распространял слухи, будто он преисполнен всей мудростью египтян и 
зовется не Теревинфом, а Буддой. Он заявлял, что был рожден от девы и воспитан 
в горах ангелом
[3]
. Этот текст был известен святому Иерониму. Возможно, именно оттуда он 
заимствовал свое утверждение, что Будда был рожден от девы. Однако в «Деяниях» 
не сказано о непорочном рождении Будды. Там лишь рассказывается, что на это 
претендовал Теревинф, называвший себя Буддой. Святой Иероним приписывает 
гимнософистам веру в то, что «Будду, главу их учения, родила из своего бока 
дева»
[4]
. Его утверждение о рождении от девы может быть таким же недоразумением, как и 
наименование последователей Будды гимнософистами. В Индии действительно 
существовали гимнософисты, или нагие отшельники, но они не были буддистами.


В XIII в. Марко Поло на Цейлоне слышал о Будде, которого называл по его 
монгольскому имени Сагамони Баркан (это может значить, что полученная им 
информация частично исходила из Монголии). Он описывал его как сына царя 
Цейлона и первого великого основателя религии идолопоклонников. Однако он знал, 
что Будда был выдающимся учителем нравственности, и заявил, что будь он 
христианином, то стал бы великим святым Господа нашего Иисуса Христа — такую 
добрую и чистую жизнь он вел
[5]
.


В 1660 г. Роберт Нокс, английский моряк, был захвачен в плен сингальцами и 
провел в неволе девятнадцать лет. Он упоминает Будду как «великого Бога, 
которого они называют Будду, ведающим спасением душ. Они верят, что некогда он 
сходил на землю и, когда был здесь, обычно сидел под большим тенистым Древом, 
называемым Богаха»
[6]
. Но более обстоятельный рассказ принадлежит Симону де ла Луберу, посланнику 
Людовика XIV при дворе короля Сиама в 1687—1688 гг.
[7]
Он перевел некоторые фрагменты палийских книг, в которых была ясно изложена 
часть предания о Будде. Де ла Лубер тоже считал Будду сыном царя Цейлона. Более 
расплывчатым, чем у него, было представление о Будде у миссионеров, приезжавших 
в Индию в XVII—XVIII вв. Так, кармелит Паулинус да Бартоломео (1790) не только 
путал Будду с индуистским богом Будхой (планетой Меркурием), но и пытался 
отождествить его с египетским богом Тотом
[8]
.

Только знакомство с буддийскими сочинениями позволило получить европейцам 
настоящее знание, и помогли в этом два человека — Александр Чома де Кереш, 
венгерский ученый, и Брайан Хьютон Ходжсон, который более двадцати лет провел в 
Непале, причем десять из них (1833—1843) в качестве представителя британских 
коло
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 168
 <<-