|
асаясь
нарушить чистоту рода, женились на своих сестрах». Тогда царь Оккака промолвил
такие пылкие слова: «Поистине достойные
(шакья)
принцы, в высшей степени поистине достойные принцы»
. С этого времени они известны как шакьи. Оккака и есть предок племени шакьев.
Это всего лишь часть предания. Полностью оно приводится в «Махавасту», в
тибетской Винае и в нескольких местах в палийских комментариях. Следующий текст
из комментария Буддхагхоши на приведенный выше пассаж:
Вот история по порядку
[36]
. Среди царей I в., говорят, царь Махасаммата имел сына по имени Роджа. Сыном
Роджи был Варароджа, Варароджи — Кальяна, Кальяны — Варакальяна, Варакальяны —
Мандхата, Мандхаты — Варамандхата, Варамандхаты — Упосатха, Упосатхи — Чара,
Чары — Упачара, Упачары — Махадева. В потомстве Махадевы
[37]
было 84 тысячи кшатриев. После них были три рода Оккака, и в третьем роду
Оккака было пять цариц — Бхатта, Читта, Джанту, Джалини и Висакха. У каждой из
пяти было пятьсот фрейлин. У старшей было четыре сына — Оккамукха, Караканда,
Хаттхиника и Синипура и пять дочерей — Пия, Суппия, Ананда,Виджита и
Виджитасена. Родив девять детей, она умерла. Тогда царь женился на другой
царевне, юной и прекрасной, и сделал ее главной царицей. Она родила сына по
имени Джанту. На пятый день она нарядила его и показала царю. Царь был восхищен
и предложил исполнить любое ее желание. Посоветовавшись с родственниками, она
попросила царство для своего сына. Царь в гневе произнес: «Умри, низкая женщина,
ты хочешь погубить моих сыновей». Но, оставшись наедине с царем, она всячески
уговаривала его и молила, говоря: «О царь, ложь тебе не подобает» и т.д. Тогда
царь обратился к своим сыновьям: «Сыновья, увидев младшего из вас, принца
Джанту, я предложил его матери сделать все, что ей угодно. Она желает, чтобы я
передал царство ее сыну. Уйдите же, взяв любых слонов, коней и колесницы, кроме
царского слона, царского коня и царской колесницы, а после моей смерти
возвращайтесь и правьте страной». И тогда он отослал их с восемью министрами.
Они жаловались и плакали, говоря: «Отец, прости нас». Простившись с царем и
придворными дамами, они оставили царя со словами: «Мы уходим с нашими братьями»
и, взяв с собой сестер, вышли из города в сопровождении армии, состоявшей из
четырех частей. Многие, думая, что после смерти отца принцы вернутся и будут
править царством, решили сопровождать их и последовали за ними. В первый день
армия прошла одну лигу, на второй день — две лиги, а на третий — три. Братья
держали совет и сказали: «Это великая сила. Если бы мы собрались сокрушить
какого-либо царя по соседству и захватить его государство, завоеванной земли не
было бы нам достаточно. Почему мы должны притеснять других? Джамбудипа велика,
давайте построим город в лесу». Так, направляясь к Гималаям, они искали место
для города.
В то время наш Бодхисатта был рожден в благородной семье брахманов. Он был
известен как брахман Капила. Оставив мир, он стал святым и, построив хижину из
листьев, жил на склонах Гималаев на берегах лотосового пруда в роще деревьев
сака. Тогда он узнал науку землетрясений, благодаря которой смог воспринимать
изъяны на восемьдесят локтей вверх в воздухе и вниз под землей. Когда львы,
тигры и прочие хищники преследовали оленей и кабанов, а кошки гнались за
лягушками и мышами, оказавшись на этом месте, они не могли больше продолжать
погоню. Жертвы даже угрожали хищникам, и тем приходилось уходить восвояси. Зная,
что это лучшее место на земле, Капила выстроил там свой шалаш.
Увидев, как принцы в поисках места для города пришли к его жилищу, он
осведомился в чем дело, а получив ответ, выразил им свое сочувствие. Он сказал:
«Город, выстроенный на месте этой хижины, станет главным городом Джамбудипы.
Рожденный здесь даже в одиночку сможет одолеть сотню или даже тысячу человек.
Постройте здесь город и устройте царский дворец на месте шалаша. Ведь даже если
сын чандалы построит здесь дворец, он превзойдет своей мощью владыку мира». —
«Уважаемый, не принадлежит ли это место вам?» — «Не думайте, что это мое место.
Сделайте для меня шалаш на склоне, постройте город и назовите его Капилаваттху».
Они сделали так и поселились там.
Тогда министры подумали: «Юноши выросли. Если бы они жили со своим отцом, он
заключил бы брачные союзы, но теперь это наша задача». Итак, они посоветовались
с принцами, которые сказали: «Мы не находим ни дочерей кшатриев, подобных нам
(по рождению), ни принцев-кшатриев, подобных нашим сестрам, а если заключить
союз с теми, кто не подобен нам по рождению, родятся сыновья, чья кровь будет
нечиста или с материнской, или с отцовской стороны. Давайте возьмем в супруги
наших сестер». Понимая кастовые различия, они отвели старшей сестре место
матери и взяли в жены остальных. Когда у них появились сыновья и дочери и их
стало больше, старшую сестру поразила проказа, и ее конечности стали похожи на
цветы ковилара. Принцы, думая, что эта болезнь пристанет ко всякому, кто будет
сидеть, стоять или есть с ней, однажды посадили ее в колесницу, будто собираясь
отвезти на прогулку в парк, и, въехав в лес, вырыли лотосовый пруд и землянку.
Туда они посадили ее, оставили ей разной пищи, покрыли землянку грязью и уехали.
В то время царь Бенареса по имени Рама болел проказой, и, когда его
возненавидели жены и танцовщицы, он в смятении отдал царство старшему сыну,
отправился в лес и
|
|