Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Исторические мемуары :: Стивен Тёрнбулл - САМУРАИ. ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 102
 <<-
 
орею, предвосхищая более позднее 
вторжение, которое имело место тысячу лет спустя. При этом ей помогали сами 
боги. Она в то время была беременна и, вернувшись в Японию, родила сына, 
будущего императора Одзина. После смерти он был обожествлен как Хатиман, бог 
войны, впоследствии особо почитаемый самураями. 
    Впрочем, Хатиман, как и другие божества синтоистского пантеона, недолго 
оставался объектом безраздельного поклонения японцев, ибо с начала VI в. в 
Японию начинают проникать иноземные культы. Миссионер из одного государства в 
южной Корее привез туда первое изображение Будды. 
    Учению Будды к тому моменту, когда оно достигло Японии, было уже около 
тысячи лет. Первое, что усмотрели японцы в новой религии, была сверкающая 
золотом статуя Будды. Привлекательность нового учения и богатство связанной с 
ним китайской культуры представляли угрозу всевластию императора, и оно 
поначалу встретило сильное сопротивление. Как это ни странно, самым 
восторженным сторонником буддизма стал член императорской фамилии, принц Сётоку.
 Он был человеком просвещенным, стремился свести воедино учение Будды и свою 
родную религию, чтобы божества синто рассматривались как воплощения самого 
Будды. В 607 г. Сётоку отправил первое из многочисленных посольств в Китай, и 
ко времени своей смерти в 621 г. в возрасте 49 лет он разработал для Японии 
систему реформ, основанных на китайском учении о государстве. Его идеи и планы, 
однако, пережили его и были отчасти воплощены в жизнь высокопоставленным 
придворным по имени Фудзивара Каматари. Он был первым из длинного ряда 
Фудзивара, оставивших след в японской истории. 
    Великие Реформы включали очень сложную систему преобразований и имели 
далеко идущие последствия. В основе их лежало постепенное ослабление 
патриархальной клановой системы Японии, которая угрожала стабильности 
императорской власти, и замена ее бюрократической системой, контролируемой 
императором и построенной по китайской модели. Фудзивара, таким образом, стал 
реконструировать Японию, превращая ее в миниатюрную версию танского Китая. Все 
установления, традиции и нравы танской империи следовало скопировать и 
приспособить к условиям Японии, поскольку у китайцев была тогда, по их 
собственному мнению, самая совершенная система правления. С той самой 
удивительной японской способностью всему подражать и все приспосабливать к 
своим нуждам, которая проявляется и в наши дни, народ страны Восходящего Солнца 
стал с увлечением копировать жизнь народа страны заката. Наиболее конкретным из 
мероприятий Фудзивара было основание в 710 г. первой постоянной столицы Японии 
– Нара. Город был спланирован по образцу столицы танского Китая – Чанъани. 
Чанъань, город в плане квадратный, с широкими прямыми улицами, расположенными 
под прямым углом друг к другу, был скопирован с уменьшением примерно в два с 
половиной раза, так, чтобы сторона квадрата была равна трем милям, но и эта 
площадь оказалась чересчур велика для его населения, и западная часть города 
так и осталась незастроенной. 
    Тридцать лет спустя Нара поразила эпидемия оспы. Начался мор. Буддийские 
монахи вознесли молитву об избавлении от бедствия, и она оказалась столь 
действенной, что император Сёму в благодарность решил воздвигнуть огромную 
бронзовую статую Будды и поместить ее в гигантский деревянный храм. Нара был 
выбран отчасти потому, что рядом с городом уже стояло два буддийских монастыря: 
Хорюдзи (основанный в 607 г.) и Якусидзи (основанный в 680 г.). Теперь в Нара 
должен был появиться новый храм, размерами и величием превосходящий все 
виданное до тех пор. Он получил имя Тодайдзи – «Великий Восточный Храм». Во 
всех провинциях Японии также следовало основать буддийские монастыри, чтобы 
обеспечить японцам защиту и покровительство Будды. 
    Можно подумать, что о Богине Солнца совсем забыли, однако это было не так. 
С должным почтением к своим предкам император Сёму отправил гонца к жрецам в 
Исэ, чтобы узнать, что думает о его проекте Аматэрасу. Она, очевидно, одобрила 
его план, ибо как только посланец вернулся, началась работа по отливке 
гигантской статуи. Будда был изображен сидящим, с поднятой для благословения 
рукой. Более позднюю копию статуи (оригинал погиб при пожаре) можно видеть и 
сейчас. Она отлита из бронзы, высота ее равна 16 метрам. Тысячи рабочих 
трудились над ней днем и ночью, на нее пошло так много бронзы (нынешняя весит 
551 тонну), что стала сказываться нехватка этого металла. В 749 г. на севере 
Хонсю было найдено золото, и вскоре его добыли в количестве, достаточном для 
того, чтобы покрыть всю статую драгоценным металлом. Дайбуцудэн, здание в 
комплексе Тодайдзи, в котором помещается статуя, до сих пор остается самым 
большим в мире деревянным строением под одной крышей, даром что при последующих 
перестройках его размеры несколько сократили. 
    Церемония посвящения, состоявшаяся в 749 г., была не менее примечательна, 
чем само здание. Император Сёму в сопровождении знатнейших людей страны прибыл 
в Тодайдзи и встал перед гигантской статуей. Он приблизился к ней с южной 
стороны, как подданный, приносящий присягу властелину, и объявил себя смиренным 
слугой трех драгоценностей: Будды, учения и монашеской общины. Больших уступок 
иноземному божеству нельзя и представить, поскольку своими словами и действиями 
император Сёму фактически провозгласил буддизм государственной религией Японии 
и тем самым дал толчок целой цепочке событий, в конце концов позволивших 
буддийскому монашеству обрести власть, которой суждено было поколебать и самый 
императорский трон. 
    Для последующей истории самураев важны не столько успехи, сколько неудачи 
Великих Реформ. Главной из них был провал реформы землевладения: в соответствии 
с ней вся земля должна была стать собственностью государства, которое затем 
перераспределяло бы ее из расчета по два тана (около 0,2 гектара) на каждого 
мужчину старше пяти лет и двух третей тана на каждую женщину. Новые в
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 102
 <<-