|
пришел к Кутепову и подарил ему любимую книгу сына - "Рассказы о Суворове".
- Что это? - спросил Кутепов. Отец ответил:
- Пришли вы к нам в Курск, и ушел с вами мой мальчик. А уходя из дому, он
попросил мать: мама, если меня убьют, отдай эту книгу генералу Кутепову... И
вот я вам принес, исполняя его волю. Это первая книга, которую ему подарила
мать.
Казалось, какой там Суворов, когда кругом война и смерть? Разве великая
православная держава с ее чудо-богатырями не превратилась в прах?
Но как не понять погруженного в горе отца: ему нужно было найти хоть какое-то
оправдание потери, и он нашел его.
Кутепов был поражен. Он запомнил книжку гимназиста на всю жизнь, ибо в ней
словно было записано то главное, что делало братьями тридцатисемилетнего
генерала и погибшего мальчика.
Кутепов вспомнил свой любимый образ - Скобелева, которому он хотел подражать с
детства. У каждого русского мальчика был свой Суворов, Скобелев или Сергий
Радонежский, а за ними - проступал лик Отечества и приходило понимание смысла
земного существования.
В. В. Розанов просто заметил: "Обстоятельства нашей истории и климата сказали:
"Служи!", - и свел этой формулой как бы на нет необходимость объяснять русский
идеализм, национальную психологию с ее жертвенностью в отношении государства.
"Служи Отечеству", "За Богом молитва, за царем служба не пропадет", - такие и
подобные наставления естественно выражали нравственную атмосферу Российской
империи, государства по преимуществу военного. У тогдашних русских,
наследниками которых мы можем считать себя достаточно условно, это краткое
"Служи!" не вызывало сомнений. Для современной биографии белогвардейца Кутепова
такой краткости недостаточно, поэтому углубимся в "обстоятельства климата и
истории".
Александр Павлович родился 16 сентября 1882 года в Череповце Новгородской
губернии в семье потомственного дворянина, служившего лесничим. Что такое
российская уездная жизнь, мы знаем плохо, а если что-то и припомним, то
непременно нечто похожее на саркастическую "Историю города Глупова"
Салтыкова-Щедрина. А для того, чтобы понять, как русская провинция воспитывала
подвижников и работников, надо обращаться к другим источникам. Известно
выражение "железного канцлера" Бисмарка, назвавшего школьного учителя творцом
побед Пруссии. В России никто не высказывался в таком роде, ибо Россия все же
не Запад, где живут по законам; Россия, хотим мы того или не хотим, это Восток,
где живут традициями и обычаями. На Западе вряд ли кто-либо принял нашу
бесспорную истину, что справедливость выше закона; там, как известно,
почитается иная формула, согласно которой пусть скорее рухнет мир, но
исполнится закон. В Череповце тоже жили обычаями, поклонялись местному святому
Евстафию Синезерскому, погибшему от руки поляков в обстоятельствах, подобных
кончине Ивана Сусанина, торговали лесом, сеяли ячмень, рожь, овес, занимались
молочным скотоводством, - словом, жили и жили на своей земле, по своему нраву.
А что такое лесничий в северном лесном уезде? Это хозяин, власть и закон. Не
случайно Кутепов-старший во времена столыпинской реформы был назначен
председателем землеустроительной комиссии. Такие комиссии были сердцем
преобразований и решали судьбу страны, помогая предприимчивым крестьянам
свободно выходить со своим земельным наделом из общины. Он, по-видимому,
обладал твердым характером и понимал, зачем служит.
За два с половиной месяца до рождения Александра Павловича в Москве
скоропостижно скончался герой русско-турецкой войны генерал Михаил Дмитриевич
Скобелев. А родился Скобелев 17 сентября 1843 года. Кутепов же 16 сентября.
Совпадения случайные, но в детском возрасте всякая случайность воспринимается
как намек судьбы. К тому же образ Белого генерала был почитаем у огромного
большинства православных именно за его беспредельно жертвенное служение
справедливости. Еще был памятен горячий подъем народного духа в защиту
славянства. По всей стране возникали славянские комитеты, жертвовались деньги,
звучали требования правительству вступиться за единоверцев на Балканах,
страдающих от турок.
Пока Саша Кутепов растет, напитывается национальными преданиями и мечтает об
офицерской службе, оглянемся попристальнее на девятнадцатый век, на легендарных
исполинов, осенявших не только нашего героя, не только наших дедов, но и многих
из нас; оглянемся не для умиления громкой славой, а для понимания, почему этот
славный век отечественной античности был полностью проигран в геополитическом
отношении.
Почему проигран? Разве не было Бородина, разве русские полки не прошли по
мостовым Европы? Может быть, автор оговорился?
|
|