|
Гирканец Эмба с этим никак не мог согласиться.
— Великий царь Мидии, — заметил он, — которого прозвали Копьеметателем, привез
из богатых земель много добычи; даже его слуги пахнут душистыми мазями, а
потолок в его дворце обшит самым лучшим золотом. Гораздо приятнее и выгоднее
бить мух для Копьеметателя, чем ухаживать за лошадьми у твоих ворот.
Никто не бил мух и не отгонял их от низкого столика, когда в отсутствие отца
Кир садился в царское кресло из слоновой кости. Ласточки и черные дрозды
слетались поклевать крошки на каменном полу рядом со столами, установленными во
внутреннем дворике, который служил и приемным залом и где с восточной стороны
высился мраморный резной трон. Эти птицы повсюду оставляли помет; закон персов
запрещал причинять им вред. А дородный Камбис, постоянно находившийся в
движении, приказал слугам носить за собой стул из слоновой кости, чтобы в любом
месте он мог сесть и приступить к судебному разбирательству.
Прежде чем подавать еду на стол, слуги ждали, пока Кир совершит ритуал
Ахеменидов. Вскинув руки, он обращал голову к небу и произносил:
— Мы приветствуем духов прирученных животных и лечащих нас диких трав; мы
приветствуем свой народ, мужчин и женщин, где бы они ни были, имеющих
справедливые намерения и чистую совесть. — Затем, подняв бирюзовую чашу, он
продолжал:
— Мы жертвуем тому, кто создал всех нас, дал нам свет огня и солнца, сделал так,
чтобы ключи били, дороги вели к речным бродам, а стремительные потоки стекали
с гор ради благоденствия человека. — С этими словами он проливал воду на
каменный пол, словно на сырую землю.
Обычно в конце трапезы, когда появлялись вкусные медовые пироги, засахаренные
фрукты и сыр, начинала петь флейта и поднимался пожилой поэт. Раскинув руки и
поклонившись, он говорил нараспев:
— Слушай меня, Кир, сын царя Ахеменида!
Желая польстить хозяевам, эти бродячие поэты всегда пели о жизни и подвигах
Ахемена. Кир отчаянно скучал, слушая о подвигах своего ставшего легендарным
предка. Ахемен побеждал всех врагов при помощи благородного скакуна и
смертоносного меча. Он даже срубил все три головы Ази-Дахаки. Некоторые поэты
утверждали, что одним ударом, а иные говорили, будто он взмахнул мечом трижды.
Но Кир знал, что Зло не умерщвлено; оно ждет совсем рядом, выдыхая ядовитые
пары, когда опускается тьма. Он думал об Ахемене, пока не решил, что герой этих
битв не более чем память о времени, когда кочующие персы нашли огромных
нисайских коней и длинные железные мечи, выкованные кузнецами где-то в северных
горах. Сев на этих коней и вооружившись этими мечами, древние персы стали
побеждать врагов в сражениях. Первый Кир, прародитель Пастуха, еще претендовал
на прекрасные фруктовые сады побережья Соленого моря гирканцев на севере. Эта
земля, как тотчас же заметил Эмба, теперь находилась в центре обширных владений
Мидии.
— А я заберу ее обратно! — вскричал Кир, высказывавшийся откровенно в
присутствии своего конюха. — Разве это не земля моего прадеда?
— Собака тоже лает на дикого буйвола.
С тех пор как Кир стал наследником Камбиса, радости в его жизни поубавилось. От
утреннего пробуждения и до отхода ко сну ему требовалось участвовать в
церемониях. Он превратился в тень Камбиса, и голоса у него было не больше, чем
у тени. Если пастух появлялся на пороге с жалобой на мастифа из Парсагард,
убийцу овец, Кир выслушивал жалобу, но решали дело судейские — хранители закона.
Если Кир хотел дать сикль серебра садовнику, у которого урожай погиб от мороза,
хранитель казны возражал, поскольку должен был получить указания Камбиса на
выдачу сикля. Хотя этот хранитель просто укладывал слитки, как и другие
подношения, во славу царя, в сундуки, стоявшие вокруг галереи открытого зала
для трапез. Закрывал он эти сундуки лишь на ночь, а учет поступлений и расходов
вел в голове. Кир попытался возразить, что серебро, хранившееся в сундуках, не
приносит пользы. На что хранитель резко заметил, что оно хранится в казне по
закону персов.
Кир был обязан запомнить все непреложные законы персов и мидян, которые никогда
не были записаны. Насколько он смог узнать, на памяти старейших людей эти
законы ни разу не менялись. На самом деле, казалось, они превратились в
собственность пожилых людей и использовались для обуздания молодежи. Когда
обычай становился достаточно старым, его делали законом. Однажды в ярости он
призвал к себе нескольких хранителей закона и велел изменить закон. Пораженные
хранители схватились за бороды.
— Никому, — вскричали они, — не дозволено изменять законы персов и мидян!
|
|