|
друг от друга пулемета - В. А. Дегтярева, С. Г. Симонова и мой. Они дошли до
финальной части соревнований. Не буду рассказывать о всех подробностях
полигонных испытаний. Скажу лишь, что мой образец не выдержал экзамена.
Комиссия сделала вывод: он не имеет преимуществ перед принятыми ранее на
вооружение армии изделиями. Так и ручной пулемет стал достоянием музея.
Неудача, признаться, крепко ударила меня по самолюбию. Не легче было и оттого,
что конкурсная комиссия не одобрила тогда и образцы многоопытного В. А.
Дегтярева; что не выдержал в дальнейшем испытаний и сошел с дистанции
симоновский пулемет. Предстояло основательно разобраться, в чем корень моего
очередного поражения.
Мне тогда кое-кто уже "любезно" советовал заняться чем-либо другим, а не оружие
конструировать. Удрученный, слушая эти "товарищеские" голоса, я и сам стал
сомневаться в способности сотворить что-нибудь путное. Плохо спал несколько
ночей. В этом взвинченном состоянии меня и застал приехавший в командировку на
полигон В. В. Глухов.
- Пойдем прогуляемся немного, - пригласил Владимир Васильевич. - Мне надо тебе
кое-что сказать.
Я готовился к разносу, к самым суровым выводам. Начальник отдела
изобретательства наркомата всегда говорил правду в глаза, какой бы горькой она
ни была, отличался принципиальностью в оценке работ конструкторов, какие бы
заслуги они ни имели. А что можно было ожидать мне, молодому конструктору,
который потерпел вторую кряду неудачу?
- Переживаешь? - Глухов положил мне на плечо руку. - Когда конструктор остро
переживает неудачу - это уже хорошо. Советую только добавить к переживаниям и
эмоциям самокритичный анализ сделанного и причин поражения. Давай еще раз
просчитаем: почему твой образец, равно как образцы Дегтярева и Симонова, не
пошел дальше испытаний?
- А может, мне действительно не стоит заниматься конструированием оружия? Плечо
и рука у меня почти вошли в норму. Надо возвращаться на фронт, в свою часть.
- Я смотрю, пороху-то у тебя в запасе маловато, - остановился Владимир
Васильевич и снял руку с моего плеча. - На фронт ты можешь уйти хоть завтра.
Только это гораздо проще, чем здесь, в тылу, разработать такой образец оружия,
который помог бы ротам, полкам, дивизиям, да и в целом фронтам, еще успешнее
бить врага, помог бы приблизить победу.
- Трудно мне, Владимир Васильевич. Опыта нет, знаний не хватает.
- А кому, скажи, сейчас легко? Дегтяреву? Симонову? Или, может, Судаеву,
который в блокадном Ленинграде, полуголодный, работал над доводкой своего
пистолета-пулемета, а потом испытывал оружие непосредственно на передовой? Опыт,
дорогой товарищ, дело наживное, знания, если сам не лентяй, приобретешь. Так
что успокойся, и начнем анализировать, в чем твои промахи. Мы зашагали по аллее
дальше.
- Значит, в выводах комиссии сказано, что образец не принят на вооружение из-за
того, что не имел существенных преимуществ перед существующими?
- Так точно.
- Но это общее заключение. А тебе надо копнуть глубже. И прямо самому себе
сказать: образец не отвечал основным требованиям, предъявляемым к такому типу
оружия, как ручной пулемет.
- Как так - не отвечал? - недоуменно спросил я у Владимира Васильевича. При
разработке проекта и создании образца были учтены все конкурсные условия.
- Так то условия, а есть еще требования, которые конструктор должен предъявить
сам к себе: насколько он улучшит удобство оружия в эксплуатации, максимально
упростит устройство, повысит надежность образца в работе, насколько отойдет в
проектировании от стандартных решений?
- Так я и старался подойти к. проекту нешаблонно. - Я начал торопливо
перечислять то, на мой взгляд, повое, что ввел в свой образец при
проектировании и доводке.
- Оригинальность в конструировании не должна заслонять основные требования,
предъявляемые к тому или иному типу оружия. Ну вот скажи мне, магазин емкостью
в пятнадцать патронов - это разве питание для ручного пулемета? Автоматику ты
сделал неплохую, да вот действие ее, к сожалению, недостаточно надежное, и это
смазало все твои оригинальные подходы при ее проектировании. А кучность боя
твоего пулемета? Она явно желает быть лучшей. Если же прибавить к этому еще и
то, что некоторые детали твоего образца недостаточно живучи, то получается
картина, скажем так, не из радостных.
|
|