Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Мемуары людей искусства :: Моруа Андре :: Андре Моруа - Прометей, или Жизнь Бальзака
 [Весь Текст]
Страница: из 268
 <<-
 
    Андре Моруа.
    Прометей, или Жизнь Бальзака

   -----------------------------------------------------------------------
   В кн: "Андре Моруа. С/с в шести томах. Том третий, том четвертый".
   М., "Пресса", 1992. Пер. с фр. - Я.Лесюк (ч.1), Н.Немчинова (ч.2-4).
   OCR & spellcheck by HarryFan, 25 March 2002
   -----------------------------------------------------------------------

   Посвящается Симоне


   Если выбирать  между Фаустом  и
   Прометеем, я предпочитаю Прометея.
   Бальзак


ВВЕДЕНИЕ

   Перед вами - жизнеописание Бальзака. Жизнеописание,  а  не  критическое
исследование. Филипп Берто сказал все  о  взглядах  Бальзака  на  религию;
Курциус, Ален, Гаэтан Пикон -  о  мировоззрении  Бальзака;  Бернар  Гийон,
Доннар, Вюрмсер - об отношении Бальзака к  жизни  социальной;  Жан  Помье,
Морис Бардеш, Пьер Лобрие - о творчестве Бальзака; Пьер  Абраам,  Фелисьен
Марсо, доктор Фернан Лотт - о  персонажах  Бальзака;  Роже  Пьерро  и  Жан
А.Дюкурно - о переписке Бальзака. Марсель Бутерон  сказал  все  обо  всем.
Целая когорта отлично знающих предмет бальзаковедов - от Мари-Жанны  Дюрри
до Пьера-Жоржа Кастекса, от Пьера Моро до Антуана Адана, от Мориса  Регара
до Сюзанны Ж.Берар, от  Мадлен  Фаржо  до  Мари-Анны  Мейнингер  и  многих
других, которых я упомяну в свое время, - занималась  его  произведениями:
они писали предисловия к романам Бальзака или  рассматривали  дотоле  мало
изученные стороны его  творчества.  Ни  один  писатель,  если  не  считать
Шекспира, не вызывал такого поклонения, и ни один писатель не был в  такой
мере этого достоин. Бальзака  изучали  и  будут  исследовать  впредь,  как
изучают и исследуют мир, потому что он и есть целый мир.
   Жизнеописания Бальзака, которыми мы располагаем (а  среди  них  есть  и
весьма примечательные,  например  книги  Андре  Бийи  и  Стефана  Цвейга),
появились еще до  расцвета  научного  бальзаковедения.  Я  сделал  попытку
подвести некий итог. Кое-кто скажет: "Что нам  до  жизни  Бальзака?  Важны
только его творения". Этот старый спор мне всегда  представляется  пустым.
Мы знаем, что творчество писателя нельзя объяснять только его  жизнью;  мы
знаем,  что  самые  значительные  события  в  жизни  творца  -   это   его
произведения.  Но  жизненный  путь  великого  человека  и  сам   по   себе
представляет огромный интерес. Бальзак, в основе философии которого лежала
идея единства мира, не раз  говорил,  что  "таинственные  законы  плоти  и
чувства" управляют творчеством, как и жизнью. Казалось бы, трудно отыскать
точки  соприкосновения  между  творцом,  порождающим  собственный  мир,  и
веселым толстяком, которого забавляют каламбуры. И все же  это  необходимо
сделать. В силу непрестанного взаимопроникновения поступки, мысли, встречи
Оноре  де  Бальзака  питали   "Человеческую   комедию".   Мы   постараемся
рассмотреть некоторые аспекты этой таинственной алхимии.
   Бальзак хотел  быть  секретарем  современного  ему  общества;  я  здесь
выступаю лишь в роли секретаря Бальзака. Вполне понятно, что я не разделяю
всех его политических и  религиозных  взглядов,  но  разве  дело  в  этом?
Установить, был он прав  либо  неправ  в  том  или  ином  случае,  -  дело
моралистов. "С великими писателями не спорят, - учил нас  Ален,  -  к  ним
испытывают признательность за то, что они нам дают". Да  и  кто  отважится
судить Прометея? Бальзак был то святым, то каторжником, то честным,  а  то
подкупленным судьей, министром, светским щеголем, куртизанкой,  герцогиней
и всегда - гением. Мы покажем его в минуты творческого экстаза и  в  такие
минуты,  когда,  "подобно  моряку,  вернувшемуся  в  порт",  он  предается
веселью. "Ткань нашей жизни соткана из перепутанных  нитей,  добро  и  зло
соседствуют в  ней".  Это  справедливо  в  отношении  Бальзака,  как  и  в
отношении любого из нас.
   Читатель найдет  в  конце  книги  указания  на  источники,  которыми  я
пользовался.   Я   выражаю   особую    признательность    Мадлен    Фаржо,
соблаговолившей прочесть всю мою рукопись и передать мне множество еще  не
опубликованных документов; я приношу благодарность Андре  Шансерелю,  Роже
Пьерро - за его превосходные биографические заметки и Морису Бардешу,  чье
великолепное издание сочинений Бальзака, опубликованное "Клюб  де  л'Оннет
Ом", было для меня просто  бесценным;  я  глубоко  благодарен  моей  жене,
которая поддерживала меня все то время, какое я посвятил  этому  обширному
труду, и, конечно же, заслуживает упоминания в ряду  ученых-бальзаковедов.
Наконец, я хочу здесь воздать должное двум ныне уже  покойным  людям,  без
которых никогда бы не возник замысел этой книги: Марселю Бутеронну, ибо он
первый приобщил меня к богатствам собрания Шпельбера де Лованжуля, и моему
учителю Алену, который некогда, открывая мне глаза  на  окружающую  жизнь,
побудил меня броситься очертя голову в мир "Человеческой комедии".  Больше
я этого мира не покидал. Возраст уже  не  позволяет  мне  строить  широкие
планы и вести долгие научные изыскания. Это моя  последняя  биографическая
 
 [Весь Текст]
Страница: из 268
 <<-