|
Вот уж ты явился взгляду,
Сыплешь блесток мириады,
И небесною отрадой
Песня крыл твоих звенит
[Виктор Гюго, "К Трильби" ("Оды и баллады")].
А здесь, разве вы не слышите Валери? Гюго предчувствует также ту роль,
которую иным людям предназначено играть в мире:
Поэту чужд покой -
Он утешает род людской,
Рабов, снедаемых тоской...
[Виктор Гюго, "Поэт в Революции" ("Оды и баллады")]
Нет ничего труднее, как написать без лишних или неточных слов короткое
стихотворение, в котором смысл должен быть тесно связан с ритмом. В
двадцать два года Гюго делал это с царственной легкостью. Но он был
неведомо для себя романтиком, и присяжный критик "Журналь де Деба",
"старая лисица Гофман", грубый и ворчливый сын Лотарингии, писавший в
молодости вольные стишки в подражание классикам, разоблачил его. Он
упрекнул поэта за то, что у него отвлеченные идеи сочетаются с реальными
образами. "Писатели античности, - неосторожно заявил он, - не давали бы
какому-нибудь божеству в качестве облачения тайну". Однако он имел дело с
человеком, который лучше его знал античную и классическую литературу, Гюго
задал ему хорошую взбучку.
Письмо Гюго к Гофману, опубликованное (в силу права на ответ) в газете
"Журналь де Деба":
"Я не стану утверждать, что это выражение буквально взято из Библии.
Библия несколько романтична, не правда ли? Но я спрошу вас, чем это
выражение кажется вам порочным? Дело в том, скажете вы, что у меня
отвлеченное понятие, тайна, непосредственно сочетается с реальным образом
- облачением. Ну что ж, сударь, такого рода сочетание слов, которое
кажется вам романтическим, встречается на каждом шагу и у "писателей
античного мира", и у "великих современных писателей".
...За отсутствием места, я хочу привести только самые убедительные
примеры. Вы утверждаете, что классики, стремившиеся никогда не соединять
отвлеченные понятия с реальностями, не дали бы какому-нибудь Божеству
тайну в качестве облачения; но, сударь, они дали в качестве основы
престола Божия - СПРАВЕДЛИВОСТЬ и ИСТИНУ (Ж.-Б.Руссо. Ода XI, кн. 1),
следовательно, вещественному образу - престол дали опору из двух
отвлеченных понятий - справедливость и истина. Вот еще примеры: Гораций
сказал в оде XXIX, кн. III: "VIRTUTE me involo mea (я облекаюсь в свою
ДОБЛЕСТЬ)". Жан-Батист Руссо сказал (кн. IV, ода X); "Так в высшую заслугу
людям ставят порок, ИЗЯЩНЫМ облачением смягченный..." Ну и вот, сударь, -
раз Гораций делает из ДОБЛЕСТИ облачение, а Руссо то же делает с
ИЗЯЩЕСТВОМ, разве не употребляем мы ту же самую фигуру, применяя ее к
слову ТАЙНА, столь же отвлеченному, как изящество и доблесть?..
Итак, я имел честь доказать вам, что выражения, в которых вы
усматриваете всю суть романтизма, по меньшей мере столь же часто
употреблялись классиками античной и современной литературы, как и
писателями наших дней, а поскольку в этих выражениях вы усматривали
различие между двумя литературными жанрами, то оно рушится само собой; из
этого следует, сообразно вашей системе, что нет никакой реальной разницы
между этими жанрами, раз единственная, признаваемая вами разница - разница
в стиле, совсем исчезла. Позвольте поблагодарить вас за такой
результат..."
Нельзя не восхититься твердостью тона в этом письме, эрудицией и
решительностью автора. Мастерство не декретируется, оно властно заявляет о
себе.
3. БЛУА, РЕЙМС, ШАМОНИКС
Прекрасные творения - суть дщери своей
формы, рождающейся прежде, чем они.
Поль Валери
Финансовые дела семейства Гюго улучшились. За право выпускать в течение
двух лет "Новые оды" книгоиздатель Лавока платил автору две тысячи
франков. Генерал ежемесячно посылал сыну небольшую сумму, и Виктор,
получивший теперь два королевских пособия, просил отца, чтобы тот, помогая
ему, "прежде всего думал о собственном своем благополучии". Молодые
супруги смогли в 1824 году снять небольшую квартирку в доме N_90 по улице
Вожирар, над мастерской столяра, и платить за нее шестьсот двадцать пять
франков в год. Там у них и родилась 28 августа дочь Леопольдина. "Наша
Дидина просто прелесть. Походит она на мать, походит и на дедушку..."
Крестной матерью записали генеральшу графиню Гюго. Конечно, это был
|
|