Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Мемуары людей искусства :: Моруа Андре :: Андре Моруа - Три Дюма
<<-[Весь Текст]
Страница: из 192
 <<-
 
величественное". Роль Буридана Дюма сперва предназначал  для  Леметра,  но
Фредерик, боясь холеры, не появлялся в Париже. К тому же мадемуазель  Жорж
вовсе не хотелось играть с таким партнером,  который  постарается  забрать
себе весь успех, и она настояла на Бокаже. Фредерик тут  же  сломя  голову
примчался в Париж, но Арель отказался платить неустойку Бокажу, и Фредерик
пришел в неописуемую ярость.
  Дюма очень  хотелось  воспользоваться  этим  случаем  для  своей  новой
протеже Иды Ферье: "Арелю, я уверен, нужна именно такая актриса.  Жюльетта
не может претендовать ни на одну сколько-нибудь  значительную  роль".  Эта
Жюльетта  была  Жюльетта  Друэ,  бывшая   натурщица   скульптора   Прадье,
полукуртизанка, полуактриса. Но Арель не пожелал использовать в  "Нельской
башне" не только Жюльетту, но и Иду. Премьера состоялась 29 мая 1832 года.
Мадемуазель  Жорж  была  величественна  и  импозантна,  Бокаж  фатален   и
демоничен. Дюма в "Мемуарах"  с  наивным  самодовольством  описывает  свой
триумф:

  "Зал волновался. Все предвещало большой успех, казалось, успех витал  в
воздухе, все дышало им.
  Конец второй картины потряс публику. Буридан выпрыгивал из окна в Сену.
Маргарита,  срывая  маску,  обнажала  окровавленную  щеку...  -  все   это
производило огромное впечатление на публику. И когда  после  оргии,  после
побега, после убийства, после раскатов смеха, заглушенных  стонами,  после
того, как герой кидается в реку, после того,  как  вслед  за  ночью  любви
царственная любовница безжалостно велела  убить  своего  любовника,  когда
после всего этого раздался спокойный и монотонный  голос  ночного  стража:
"Три часа ночи. Все спокойно. Мирно спите,  парижане",  -  зал  разразился
аплодисментами... Потом пришел черед знаменитой сцене в тюрьме.
  Как-то сын спросил меня (в то время он еще не был драматургом):
  - Какие основные принципы построения драмы?
  - Первый акт надо делать предельно ясным, последний - коротким и  ни  в
коем случае не вводить тюремную сцену в третий.
  Но, давая такой совет, я проявил неблагодарность:  я  не  помню,  чтобы
сцена так захватила зрителя, как эта сцена в тюрьме,  которую  великолепно
сыграли два актера, буквально вынесшие ее на своих плечах...
  И, наконец, наступил пятый акт,  за  который  Арель  очень  боялся.  Он
делится на две  картины,  восьмую,  полную  леденящего  кровь  комизма,  и
девятую, которую по нагнетанию ужасов можно сравнить лишь со второй.  Было
в нем что-то от  античного  рока  Софокла,  соединенного  со  сценическими
ужасами Шекспира.  Пьеса  имела  огромный  успех,  имя  Фредерика  Гайярде
провозгласили под гром аплодисментов..."

  На следующий день Арель приказал поставить на афишах: "Нельская башня",
драма господ *** и Гайярде". Дюма кинулся к Арелю.
  - Вы меня снова поссорите с этим Гайярде! - кричал он.
  - Мой дорогой! - ответил Арель. - Пьеса имела большой успех, не хватает
только маленького скандала, чтобы успех обратился в триумф.  Если  Гайярде
станет протестовать, - тем лучше, я получу свой скандал... Пусть и он хоть
что-нибудь сделает для  пьесы...  Неужели  вы  думаете,  Дюма,  что  можно
создавать  шедевры,  а  потом  заявлять:  "Я  не  имею  к  этому  никакого
отношения"? Нет, хотите вы того или не хотите, Париж все равно узнает, что
вы приложили руку к "Нельской башне".
  В этот момент раздался стук  в  дверь.  Вошел  судебный  исполнитель  и
принес официальное послание на  гербовой  бумаге  от  Гайярде  из  Тоннера
(департамент Ионн), в котором тот требовал поставить  имя  "господина  Три
Звездочки" на второе место. Арель  отказался.  Гайярде  затеял  процесс  и
выиграл его, но хитрый директор получил бесплатную рекламу,  а  он  только
того и хотел. Ссора Дюма и Гайярде зашла так далеко, что они стрелялись на
дуэли, впрочем, безрезультатно. Три звездочки перешли на второе  место.  С
точки зрения закона инцидент был исчерпан.
  И тем не менее эта история повредила репутации Дюма. Мелкие  газетенки,
всегда придиравшиеся к Дюма, утверждали, будто в "Нельской башне"  ему  не
принадлежит ни строки, что было неправдой. Его враги, а их было немало,  -
несмотря на всю его доброту, потому  что  его  бахвальство  раздражало,  а
успехи в театре и у женщин вызывали зависть,  -  изо  всех  сил  старались
доказать, что он не написал ни слова ни в одной из своих пьес и что все  в
них сделано его соавторами. Если так, то поневоле возникает вопрос, почему
пьесы Гайярде, написанные им самостоятельно, пользовались  самым  скромным
успехом, а то и вовсе проваливались?
  Ворчливый Гюстав Планш писал: "Нам кажется, что господину Дюма, который
дебютировал не далее, как в 1829  году,  угрожает  быстрое  забвение".  Он
упрекал Дюма за желание подменить идеализм классиков низменным  реализмом:
"Господин Дюма не привык думать, у него поступки с  детской  торопливостью
следуют за желаниями  вот почему Дюма кинулся ниспровергать  традиции,  не
соразмерив ценности того памятника, на который посягает". Обвинение Дюма в
реализме кажется нам по меньшей мере  странным.  Трудно  представить  себе
что-нибудь менее реалистическое,  чем  его  театр.  Гораздо  точнее  будет
сказать, как тот же Планш: "Господин Дюма  восстановил  против  себя  всех
серьезных художников". В начале тридцатых годов "Молодая Франция"  считала
Виктора Гюго и Александра Дюма создателями современной драмы. "Генрих  III
и его двор" проложил дорогу  "Эрнани",  и  публика  охотно  ставила  обоих
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 192
 <<-