|
были сплошь
увешаны произведениями искусства - картинами, вывезенными главным образом из
Испании и
Италии *.
* "Число картин, вывозимых в Перу, просто невозможно вообразить", -
писал
в "Воспоминаниях
об Испанской Америке" Макс Радиге, который жил в этой стране за несколько лет
до
приезда туда Алины
Гоген. Среди художников, чьи произведения были представлены в Перу, он называет
Сурбарана, Мурильо,
Риберу, Бассано, Лукаса Джордано, Менгса.
А какие теплые в Лиме ночи! Здесь почти не бывает ниже 12 градусов.
Комната, где
малыш Поль жил со своей сестренкой Мари и служанкой-негритянкой, выходила во
внутренний
двор. Каждый раз, когда часы били час, в ночи раздавались звуки флейты - это
играли serenos -
дозорные, охранявшие город. Пропев "Ave Maria purissima", серенос объявляли,
который час,
потом восклицали: "Да здравствует Перу!" - и сообщали, какая погода: "серено"
или
"тремблор", то есть "ясно" или "землетрясение".
"Тремблор" - малыш Поль проснулся: перед ним на стене вздрагивал портрет
дона Пио.
Дон Пио покачивался, не сводя глаз с маленького Поля.
В другой раз ночью Поль заметил, как во дворе, освещенном бледным светом
луны, какой-
то человек спускается по лестнице с террасы на крыше. Человек медленно
спустился
вниз.
Медленно приблизился к двери детской. Переступил порог. Подошел и остановился у
детской
кроватки.
Это был сумасшедший, живший при доме. Домовладельцы в Лиме несли особую
повинность, так называемый "налог на помешанных" - каждый из них обязан был
содержать
сумасшедшего. Этих несчастных сажали на цепь на террасах-крышах. Той ночью
сумасшедший,
живший у дона Пио, как видно, сумел освободиться. Неподвижный, безмолвный, он
долго
смотрел на Поля... Тридцать пять лет спустя в Арле декабрьскими ночами Поль
Гоген тоже будет
просыпаться от ощущения, что кто-то стоит рядом. Он увидит, как над ним
склоняется человек с
встревоженным лицом, внимательно вглядывающийся в него. "Что с вами, Винсент?"
-
спросит
он. И Ван Гог, не ответив ни слова, отойдет... Сумасшедший дона Пио вышел из
детской.
Медленно подошел к лестнице и в бледном свете луны поднялся на свою террасу.
Незабываемые воспоминания раннего детства в Лиме! "У меня прекрасная
память, и я
помню этот период, наш дом и множество событий". Малыш Поль резвился в доме
дона
Пио,
который, несмотря на свой преклонный возраст - в 1854 году ему должно было
исполниться
восемьдесят пять лет, - оставался все таким же неуемным. Худенький, маленький,
подвижной и
выносливый, как все кордильерские горцы, он был полон жизни и задора. В
домашнем
обиходе,
когда он не нуждался в уловках, на какие пускался в общественной жизни, когда
он
забывал о
корыстных расчетах и честолюбивых планах, не было человека более обаятельного,
более
приятного в общении, чем этот знатный барин, человек выдающегося ума и
утонченного
воспитания. Его щедрость, роскошный образ жизни, который он вел, превращали его
дом в
подлинную обитель счастья для домочадцев, над которыми он властвовал.
|
|