|
словно
могильной плитой. Охваченный отчаянием, он изнемогал от жажды в пустыне книжной
премудрости и, словно заблудший Давидов олень, искал стеная живительный
источник. В
самом деле, чего требовал Христос от своих учеников - учености или любви? Разве
не хотел
он, чтоб они зажигали в сердцах людей пламя добра? Идти к людям, говорить с
ними, чтобы
слабый огонек, тлеющий в их сердцах, разгорался в яркое пламя, - разве не это
важнее всего
на свете? Любовь - только она одна спасает и греет! А ученость, которой требует
от своих
священников церковь, бесполезна, холодна и уныла. "Блаженны нищие духом, ибо их
есть
Царство Небесное!" В тревоге и ожесточении, измученный бурей, бушующей в его
сердце,
Винсент настойчиво, тревожно ищет свое я. Ищет ощупью. Его одолевают сомнения,
мучительные, как спазмы. Он твердо знает только одно: он хочет быть "человеком
внутренней,
духовной жизни". Пренебрегая различиями, существующими между вероисповеданиями,
он
игнорирует также специфику разных видов человеческой деятельности, считая, что
она лишь
затушевывает главное, лежащее в их основе. А это главное, полагает он, можно
найти повсюду
- в Священном писании и в истории революции, у Мишле и у Рембрандта, в
"Одиссее"
и в
книгах Диккенса. Нужно жить просто, превозмогая трудности и разочарования,
укреплять свою
веру, "любить сколько возможно, потому что только в любви заключена истинная
сила, и тот,
кто много любит, творит великие дела и многое может, и то, что делается с
любовью, делается
хорошо". Святая "нищета духа"! Нельзя допускать, "чтобы остывал пыл твоей души,
а,
напротив, необходимо его поддерживать", стать по примеру Робинзона Крузо
"естественным
человеком", и это, добавляет Винсент, "даже если ты вращаешься в образованных
кругах, в
самом лучшем обществе и живешь в благоприятных условиях". Он переполнен любовью,
любовью великой очистительной силы, и ею он мечтает напоить людей. Неужели для
того,
чтобы дать людям любовь, переполняющую его сердце, он непременно должен уметь
переводить все эти фразы, злорадно смотрящие на него с унылых страниц учебника?
Зачем ему
нужна эта суетная, бесполезная наука?
Винсент не в силах дольше терпеть, и в июле, спустя год и три месяца после
приезда в
Амстердам, он оставляет свои занятия - сухую мертвую премудрость - и
возвращается в
Эттен. Он не создан для кабинетной деятельности пастора, для безмятежной службы,
для всех
этих бесплодных упражнений. Ему надо служить людям, гореть, надо обрести самого
себя,
сгорая в этом огне. Он весь огонь - огнем ему и быть. Нет, он не станет
священником. Он
посвятит себя настоящей миссии - такой, где сразу сможет найти приложение своим
силам.
Он будет проповедником, он понесет слово божье в тот черный край, о котором
писал Диккенс,
где во чреве земли, под породой, притаилось пламя.
Куда идешь ты, Винсент Ван Гог? Кто ты, Винсент Ван Гог? Там, в Зюндерте,
на
кладбище, стрекочет в листьях высокой акации сорока. Иногда она садится на
могилу твоего
|
|