|
ПРЕДИСЛОВИЕ
Среди разнообразных методов лечения и профилактики
заболеваний, разработанных в древнем Китае, особое место
занимают специальные упражнения,направленные на регуляцию
дыхания, энергии, жидкостей в организме. Упражнения эти,
известные под названием "ци-гун" (букв."работа энергии-ци"),
традиционно использовалась в системах психотренинга Даосских и
Буддийских школ, в той или иной мере применялись, как базовые,
в различных видах восточных методов борьбы и, наряду с
иглотерапией, массажем, траволечением, входили в систему
восточной медицины. В последнее время, в основном благодаря
теоретическим и практическим работам в области
психосоматической медицины, проводимым в Китае,ФРГ и других
странах,упражнения ци-гун, наряду с т.н. "внутренними
упражнениями",такими, как "И-цзин-цзинь","Ва дуань дзин", "Тай
цзи чуань" и др.,стали использовать для борьбы с тяжелыми
хроническими заболеваниями, неврозами,психоэмоциональными
нарушениями,для повышения сопротивляемости организма, даже для
лечения онкологических больных.
В настоящее время уже существуют специальные клиники,где
лечение проводится почти исключительно методами традиционной
восточной медицины. Опыт показывает, что занятия по системе
ци-гун оказывают не только лечебно-оздоровительное действие,
но и изменяют отношение человека к природе, к другим людям,
самому себе. Упражнения вырабатывают естественное спокойствие,
внимание,внутреннюю силу и собранность,терпение и
доброжелательность,укрепляют физически и духовно. Приводимые
ниже разъяснения и рекомендации, основаны на оригинальных
переводах с китайского с некоторыми комментариями и
добавлениями (специально не выделяемыми), взятыми из ряда
устных рекомендаций и книг современных китайских
авторов-специалистов по ци-гун терапии, а так же отражающими
опыт составителя настоящего сборника.
Основой (базой) для занятий ци-гун терапией явлются
упражнения сосредоточения внимания и регуляции дыхания,
выполняемые в статических позах (сидя,стоя,лежа).Этим
упражнениям уделяется особое внимание,т.к. именно на их основе
строятся упражнения ,связанные с движением тела(динамические
упражнения),некоторые описаны в разделе"упражнения с
движением".Эти динамические упражнения в свою очередь являются
базовыми как для более сложных комплексов ци-гун, так и для
других лечебно-оздоровительных и боевых систем ( которые часто
построены на одних и тех же принципах), таких,как
"Тай-цзи-чуань","у-шу","Кун-фу" и др.
Основным элементом многих упражнений
ци-гун,рассматриваемых ниже,является пассивная
(наблюдательно-созерцательная) концентрация внимания на
т.н.области "киноварного поля" или дань-тянь области(в
букв.переводе).Согласно Даосским
представлениям,дань-тянь(точнее,нижний дань-тянь) являются
центром аккумуляции энергии ,поддерживающей физическое
существование человека и одновременно источником силы и
центром тяжести тела. Центр этот расположен в нижней части
живота, управляет в целом циркуляцией энергии-ци по каналам и
"чудесным сосудам". Вовремя занятий ци-гун, особенно в
статических позах,происходит накопление энергии в дань-тяне,
которое затем может быть использовано в лечебных или иных
целях. Считается,что такое накопление энергии продлевает жизнь
человека.
Интересно сравнить методы ци-гун с соответствующими
методами индийской йоги. В последней так же имеются
упражнения,предназначенные для пополнения запасов энергии в
организме,улучшения циркуляции и перераспределения ее с
лечебными или иными целями.Эти
упражнения,-"пранаяма",составляют 4 ступень восьмеричного пути
йоги (согласно "Йога-сутра" Патанджали).Однако в ци-гун упор
делается не на технику дыхания,как таковую, а на состояние
сознания:за счет наблюдения за дань-тянем исчезает внутренняя
"болтовня" сознания,наступает успокоение и как
следствие,дыхание нормализуется,становится
глубоким,тонким,диафрагмальным,с естественными задержками, не
нарушающим плавности его, т.е. как говорят китайцы "оно есть и
его нет одновременно".Такое дыхание не может быть получено и
тем более долго поддерживаемо за счет активных волевых усилий,
а является следствием изменения состояния сознания. Мы
называем подобное дыхание "дань-тянь дыханием", независимо от
положения тела,в котором оно возникает. Наступающие в
результате физиологические изменения,в свою очередь еще больше
успокаивают сознание, что приводит к дальнейшему улучшению
дыхания, циркуляции
|
|