|
и ту, и другую точку зрения имеют основания для
своих выводов, но лучше всего сочетать и "действие" и "недействие", чтобы
использовать положительные стороны одного метода для компенсации недостатков
другого, "в деянии обнаруживать недеяние, в недеянии обнаруживать деяние", что
может повысить эффективность занятий.
Сторонники метода действия считают, что повышение роли волевого фактора в
процессе занятий имеет свое преимущество, так как во время выполнения
статического цигуна все беспокойные мысли обязательно проявят себя, и в этом
случае трудно расслабиться и достичь покоя. Поэтому сначала применяется метод
действия, чтобы было легче войти в состояние покоя. С этой целью можно
использовать методики статической концентрации, безмолвного размышления, счета
дыхания, остановки созерцания, проникновения в сознание, чтобы одной мыслью
заменить все остальные. Эти факторы повышают роль волевых усилий в ходе
тренировок.
Последователи метода недействия* считают, что в ходе занятий самое главное
- следовать естественному, природному, отказаться от управления собой с помощью
волевых усилий. В этом тоже есть рациональное зерно, так как волевые усилия
зачастую формируют "закрепощение" и не только не способствуют расслаблению и
достижению покоя, но и, наоборот, могут легко вызвать вспучивание живота,
вспышки гнева, злости, расстройство чувств, воли, дыхания вплоть до
возникновения состояния, близкого к психическому расстройству.
Поэтому мы считаем, что во время занятий применение волевых усилий должно
иметь четкие рамки, не выходить за их пределы и доводить организм до
"закрепощения". При определенном уровне овладения цигуном чем слабее волевые
усилия, тем лучше. Так постепенно достигаются "пределы пустоты", когда
"сознание то ли есть, то ли нет", за которыми - "спокойствие небытия". Однако,
с другой стороны, достижение состояния неопределенности, пустоты во время
занятий может быть только относительным, а не полным. Следовательно, не нужно
стремиться к полному отрешению от своего тела, полностью забываться во время
занятий, - надо, как говориться, "не приближаться и не удаляться", чтобы
избежать головокружения или утраты контроля над собой.
54. ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ ШЕСТЬЮ ЧУДЕСНЫМИ СПОСОБАМИ (ЛЮМЯО ФАМЭНЬ)
Люмяо фамэнь - один из комплексов, применяемых для регулирования дыхания.
Он включает шесть приемов: счет (шу), следование (суй), остановку (чжи),
созерцание (гуань), возвращение (хуань) и очищение (цзин).
Шу - это счет дыхания. Для того чтобы дыхание стало упорядоченным, не
напряженным, не слишком легким, умиротворенным, нужно медленно дышать и вести
счет количества вдохов-выдохов - от одного до десяти, от десяти до ста, от ста
до тысячи. Считать можно как вдохи, так и выдохи. Если в течение длительного
времени упражняться в счете дыхания, то постепенно вырабатываются нужные навыки,
вдох и выдох становятся легкими, малозаметными. Тогда уже не имеет значения,
сохраняется счет или нет.
Суй означает следование дыханию, т.е. то, что ритм биения сердца начинает
подчиняться ритму дыхания и наоборот. Сердцебиение и дыхание становятся
взаимосвязанными, постепенно успокаиваются и достигают полного покоя.
Чжи означает приостановку дыхания. Надо следовать не за дыханием, а только
за сердцем, при этом сознание то ли есть, то ли его нет; внимание может быть
сконцентрировано на кончике носа или на других местах. После выполнения этого
приема неожиданно возникает ощущение как бы отсутствия всего тела. Происходит
погружение в созерцание (близкое к полной медитации).
Гуань означает созерцание дыхания. Успокоив сердце, внимательно наблюдают
за малейшими движениями, связанными с вдохом и выдохом, словно за дуновением
ветерка в пустоте, когда непонятно, есть он или его нет. При длительном
выполнении этого упражнения сердце и глаза проясняются, так что ощущается
малейшая циркуляция дыхания во всем организме.
Хуань означает возвращение дыхания. Суть метода в том, чтобы сердцем
(душой) чувствовать, как дыхание достигает рубежа, контролируемого разумом.
Однако от этого относительного ограничения необходимо возвращаться к истоку,
расположенному в сердце. Созерцающий разум порождается сердцем, а то, что
рождается в сердце, должно в нем умирать. Для верного познания этого цикла
следует уподобить его волнам на поверхности воды. Только наблюдая за ровной
поверхностью, можно увидеть настоящий облик водоема. Цикл рождений и умираний в
сердце (душе) подобен волнам. И только исключив посторонние мысли, можно узреть
истинное сердце.
Цзин означает очищение дыхания. При этом сердце чисто и спокойно, как
застывшая вода. Когда нет никаких посторонних мыслей, появляется подлинное
сердце. Если чувствуешь, что нет беспокойства, это и есть истинное, так же как
спокойная вода и есть настоящая, истинная вода. Подобное состояние дыхания и
называется цзин.
Эти шесть чудесных способов надо осваивать в следующем порядке: вначале
счет и следование, затем остановка и созерцание и наконец возвращение и
очищение.
55. ЧТО ЗНАЧИТ СЛУШАТЬ ДЫХАНИЕ
Способ "слушать дыхание" состоит в то
|
|