|
ем когда бы то ни было.
Хотя некоторые травы, широко используемые в Аюрведе, не
имеют аналогов в западной науке о травах, тем не менее
многие распространенные на Западе травы. такие, как
восковница и барбарис, аир тростниковый в Индии также
находят широкое применение, и в Аюрведе имеется много
полезной информации об этих растениях. Даже растения,
специфичные для Аюрведы, такие как oshwagadha и haritaku
могут быть включены в западную практику траволечения,
подобно тому, как женьшень и kuel пришли из китайских
источников, или аналогично тому как gotu kola, которая
первично пришла из Индии, теперь широко используется в
нашей стране. Многие травы, используемые в Аюрведе,
являются обычными пряностями -- имбирь, куркума, кориандр и
пажатник сенной. Солидная фармакология на основе растений
Аюрведы может быть составлена исключительноиз растений и
специй, обычно использующихся вв Америке.
Аюрведа означает "наука жизни". Это слово не означает
индуистскую медицину; не следует также отождествлять
гербализм Аюрведы с индийским гербализмом. Аюрведа означает
"наука о жизни", включающее все ее стороны и, в частности,
ту, которая увязывает жизнь отдельного человека с таковой
мироздания. В силу этого она открыта всем формам жизни и
включает ее во всех ее проявлениях; равно как и все
подходы, которые делают нас более гармоничным элементом
жизни, как целого.
Аюрведа не может быть отождествлена с Востоком или Западом,
с древним или современным миром. Она -- неотъемлемый
элемент всей жизни, знание, которое принадлежит всему
сущему; причем не как система, которая ему навязана, но как
источник, из которого можно свободно черпать и который
может быть приведен в соответствие с уникальными
потребностями отдельного человека в его или ее конкретных
условиях.
Гербализм Аюрведы дает нам не только те или другие
конкретные растения, но путь к познанию всех растений.
Аюрведа приветствует 4устранение барьеров, разделяющих
людей. Прежде, чем настанет новая эра, нам придется
существенно продвинуться по пути обобществления знаний о
лечении человека. Однако в конкретном мире сегодняшнего дня
этот процесс уже должен найти свое место. Этой задаче и
должна служить данная книга.
"Сущность всего сущего -- Земля. Сущность Земли -- Вода.
Сущность Воды -- заключается в Растениях. Сущностью
Растений является Человек".
Сhandogya Upanishad 1.1.2.
ПРОЯВЛЕНИЯ СОЗНАНИЯ В РАСТЕНИЯХ
Эволюция -- проявление латентных возможностей. В каждом
предмете (вещи) содержатся все вещи. В семени содержится
дерево" в дереве -- лес. Поэтому правомерно считать, что
разум содержится в многочисленных мирах природы, а не
только в том мире, центром которого является человек. Та
же мысль может быть выражена другими словами, а именно
утверждением, что сознание присуще всем формам жизни. Оно
является самой основой акта сотворения, представляет собой
силу эволюции. Жизнь, сотворение ир эволюция представляют
собой стадии развития сознания. В мире нет ничего, что было
бы лишено чувств, ничего, что было бы запятнанным или
лишенным духовного начала, ничего, что бы не представляло
исключительной ценности в космосе. Жизнь построена на
взаимных связях, для нее характерны взаимные зависимости,
взаимосвязи, система взаимного вскармливания и заботы,
причем не только в физическом плане, но также и
психологически и духовно.
Поэтому сознание не исчерпывается мыслью, тем более не
исчерпыывается оно и интеллектом или разумом. Это --
ощущение жизни и связи со всем сущим. Сознание, как чистое
ощущение, существует уже на уровне растения, оно таится в
минералах, даже в самом атоме. Элементарное притяжение и
отталкивание, подобны любви и ненависти, сходству и
различию. Именно по этой причине древние пророки Индии
утверждали, что существует только Я, что единство является
основой всего сущего -- что единство жизни является
единством сознания.
Под этим
|
|