|
к восприятию.
Индивиды с превалированием саттвы придают особое значение
таким императивам как правда, честность, скромность и общее
благо. Лица же, у которых наиболее представлен раджас,
более всего ценят силу, престиж, власть и возможности
править. Те же люди, у которых доминируует тамас,
оказываются в плену чувства страха, раболепия, невежества и
сил, ведущих к распаду.
Отсюда ясно, что важно стремиться к стилю жизни,
соответствующему главным образом, саттвическому типу.
Поскольку эти три качества существуют во всей природе,
важно использовать виды пищи и травы, которые в основном
имеют саттвическую природу. В этом плане Аюрведа
классифицирует растения, согласно указанным трем гунам.
Это не означает, что травы, относящиеся к раджастическому и
таматсическому типам, вообще не должны использоваться.
Поскольку саттва находится в состоянии равновесия сс
раджасом и тамасом, то травы раджастическогго типа могут
находить применение в целях коррекции тамазических
состояний, и наоборот. Однако, травы саттвического
характера обладают самостоятельной ценностью в плане
стимуляции развития сознания.
ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ
Из трех гун формируются пять элементов. Из саттвы,
состоящей из ясности, образуется элемент эфир. Из раджаса,
состоящего из энергии, возникает огонь, из тамаса,
состоящего из инерционного начала, формируется земля. Между
саттвой и раджасом берет свое начало субтильный, однако
подвижный элемент, -- воздух. Между раджасом и тамасом
возникает вода, которая сочетает подвижность с инерцией.
Эти элементы представляют собой пять состояний
материи:твердое, жидкое, лучистое, газообразное ти эфирное.
Они характеризуют пять видов плотностей, исчерпывающее все
вещества, всю видимую и невидимую материю в мире. Они имеют
свои психологические корреляты (соответствия), которые
демонстрируют состояния сознания и качества эмоциональных
переживаний.
Пять частей растений, согласно Аюрведе, панкангамы,
показывают, каким образом строение растений соотносится с
соответствующими пятью элементами. Корневая система
соответствует земле, будучи наиболее плотной и самой низшей
частью растения, которая связывает его с землей. Стебли и
ветви соответствуют воде, ппоскольку они несут воду или сок
соответствующего растения. Цветы коррелируют с огнем,
которому присущи свет ии цвет. Листья же соответствуют
воздуху, поскольку через листву ветер приводит растение в
движение. Плоды соответствуют эфиру, субтильной сути
растения. Семя содержит все пять элементов, заключая в себе
весь потенциал, которымм растение обладает.
ТРИ ДОШИ
Основу Аюрведы составляет представление о трех дошах, или
трех различных основных типах конституции человека. Из
эфира и воздуха формируются вата, за счет огня и одногог из
проявлений воды возникает питта; и, наконец, вода в
сочеетании с землей дает капху. По соответствующим
элементам, или присущим различным лицам дошам мы определяем
основную природу соответствующих лиц и устанавливаем
направление лечения, специфически отвечающего их
потребностям.
Соответствующие три доши распознаются по характерным их
атрибутам: вата -- сухая, холодная, легкая, подвижная,
тонкая, твердая и грубая, подвержена переменам и ясная8 Это
-- наиболее мощная из дош, являясь самой жизненной силой, и
наиболее мощной в формировании болезней. Эта доша управляет
всем движением и несет как5 питту, так и капху.
Питта -- горячая, легкая7 с качествами флюида, субтильная и
острая, с неприятным запах
|
|