|
адавали, потому и
считались великими философами. Зачем говорить о вещах, смысл которых выразить в
слове трудно, очень не просто, практически невозможно. Но ситуация не
безнадежная, и всегда существуют счастливые или не очень счастливые исключения.
Пример тому «Дао дэ цзин». Великолепный памятник культуры и философии, на
двадцати пяти странницах которого даны ответы на главные вопросы, так
занимающие некоторые беспокойные умы. Автор «Дао дэ цзин», великий философ Лао
цзы, личность мифическая и легендарная, но, несомненно, реальная, оставил нам
свои соображения по предмету. Но подробный разбор главных вопросов остается
пока за пределами сегодняшней темы, и автор направляет любопытствующих
непосредственно к тексту «Дао дэ цзин».
Так вот, нынешние материя, пространство, время, информация и энергия –
это древнекитайские вода, дерево, земля, металл и огонь. Подчеркнем, мир,
природа, вселенная не состоит из элементов, нет. Поскольку элементы по сути
своей совершенно разные вещи. Они, элементы, являются именно составляющими
вселенной. А состоит все из ци. Так древнекитайские мыслители обозначили
совокупность и взаимоотношение пяти элементов. Термин ци обычно переводят как
энергию, что не совсем точно и совсем не верно. Энергия – это часть, одна из
составляющих ци. Не более и не менее значимая, чем другие составляющие: материя,
пространство, время, информация. То есть все состоит из ци, а ци составляют
элементы. Все очень просто.
Исследуя пульс, доктор, как раз и определяет состояние ци. Как быстро, с
какой скоростью она, то есть ци, изменяется. В каком направлении происходят
перемены, обладает ли этот процесс достаточной мощностью, как, и в каком
порядке протекает. Эти параметры исследуются и относительно всего организма и
относительно каждой системы или органа, или части органа.
Следующий момент. Ци – субстанция динамичная. Разумеется, элементы,
составляющие ци, так же подвижны. То есть, состояние ци есть процесс. Этот
процесс и называется переменами, или принципом перемен. Естественно, и сами
перемены происходят по-разному. Если процесс ускоряется, активизируется,
становится мощнее, динамичнее, агрессивней, хаотичней существует тенденция ян.
И наоборот, если ситуация успокаивается, упорядочивается, организуется, слабеет,
замедляется можно говорить о тенденции инь. То есть инь и ян – различные
варианты одного и того же процесса. Вот, собственно, и все, что следовало
сказать о философских основах традиционной китайской медицины. Теперь перейдем
к структуре самой медицины.
Глава 2.
Структура традиционной китайской медицины.
Традиционная китайская медицина есть учение о функциональных системах.
Если западные эскулапы уделяли и уделяют большое внимание анатомической
структуре организма человека, как на макро-, так и на микроуровне, то восточные
доктора занимались более функцией. Анатомия на востоке не в почете. Вероятно,
тамошние доктора рассуждали так: «Зачем мне помнить, что у тысячи человек семь
шейных позвонков, если у тысяча первого может оказаться восемь или даже девять?
Зачем мне знать, что желудок человека имеет антральный отдел, свод и т.п.,
если известно, что по отдельности они не функционируют? И что толку в том, что
я буду представлять и называть извилины в мозге моего пациента или другие
структурные образования в том же мозге, если и Вам, мои уважаемые потомки, не
ясно, как, собственно эти извилины работают?» «Да, – с вздохом должны ответить
потомки, – не известно нам, как работают извилины наши, уважаемый предок.
Действительно, не функционирует желудок или иной анатомический объект
независимо от других. И позвонков бывает у граждан различное количество. Но
самое грустное, уважаемый предок, препарировав человека, мы так и не уяснили
себе причину возникновения остеохондроза и язвы в желудке». Но мы с вами,
уважаемый читатель, избрали для себя синтетический путь познания. Мы будем
демократичны и терпимы к мнениям. Мы постараемся соединить, трудно совместимые
западные и восточные представления в единый образ и примем к сведению любые
полезные здоровью информационные артефакты.
Структура традиционная китайская медицина сформирована из нескольких
функциональных систем или нескольких функциональных системных групп. Главными
считаются системы названные плотными органами. Это печень, почки, легкие,
сердце и селезенка. Это стратегические системы, или системы-программы,
определяющие основные параметры работы организма. Вообще под термином «система»
мы будем понимать определенные анатомические образования в организме. Орган или
часть органа, в европейском значении этого термина. Ткань или ткани, образующие
сам орган и не только орган, например, мышечная ткань, костная ткань и др.
Обязательно часть нервной системы как центральной, так и периферической,
участки сосудистой системы как венозные, так и артериальные, лимфатические узлы
и протоки, слизистые или часть слизистых. И, разумеется, ткани, участки,
образования, известные, как эндокринная система, или железы внутренней секреции.
А также другие анатомические и структурные единицы. Но, как мы говорили,
анатомия для нас не является определяющей. Нам важнее принять и запомнить
всевозможное структурно-анатомическое разнообразие, частички и участки,
формирующие это разнообразие, с точки зрения функционирования в традиционной
китайской медицине организованы иначе. То есть в создание, определение
функциональной системы ведущим признаком является не анатомия, не структурная
схожесть того или иного участка или ткани в организме, а единое
функционирование. Можно сказать, составляющие тела нашего объединены, не
анатомически, а функционально.
|
|