|
практически во всех европейских языках, когда это слово, без сомнения, пришло
из Америки».
Когда мы рассматриваем монументальные скульптуры древних мексиканцев и их
рисунки, поневоле возникает впечатление, что эта цивилизация необычайно сильно
связана с землей: все фигуры словно имеют корни. На некоторых рисунках руки
людей изображены в движении, но это движение больше напоминает дрожание веток
дерева, и мы нигде не видим лиц, обращенных к небу. В их мифологии, как нам
кажется, отсутствует абстрактная мысль. Такой прагматизм мышления выработал
религию самую жестокую из всех, когда-либо связанных с земными цивилизациями.
Если они ждали дождя, то старались показать ответственному за него божеству,
что именно им нужно, проливая человеческую кровь. Они ежегодно приносили в
жертву тысячи людей; кульминацией любой ацтекской церемонии было человеческое
жертвоприношение.
Вот что можно сказать об этой религии:
«Ученые, изучающие религиозные верования, довольно часто демонстрируют
нежелание более глубоко рассматривать культовые традиции мексиканцев. Это
происходит не только по причине многочисленных трудностей, препятствующих
полному изучению этой интереснейшей фазы человеческой веры в вечные истины, но
также, вероятно, из-за «дьявольской» репутации этой религии. Никому не хочется
погружаться в пучину ужасов, неразрывно с ней связанных. Эта религия явно не
обладает притягательной силой. И все же, если принять во внимание
неукоснительное соблюдение жрецами-священнослужителями и народом установленных
обрядов, от чего не мог уклониться ни один человек и ни одно поколение, и
рассматривать религию ацтеков с терпимостью и либерализмом, тот, кто проявит
достаточное упорство в ее изучении, со временем будет вознагражден. Она не
только изобилует ценными фактами, обогащающими наши представления о верованиях
древних, но и своей потрясающей красочностью и богатством символики не может не
найти путь к сердцу исследователя, одарив его волшебством открытия. Эхо
священных барабанов из змеиной кожи, отразившееся от величественной пирамиды
Уицилопочтли и пролетевшее над таинственным Теночтитланом, словно гром с Олимпа,
покажется не менее яркой сущностью исчезнувшей веры, чем память о песнопениях
Эллады. И если воспоминания о живописных, хотя и ужасных ритуалах этого
талантливого, обладающего живым воображением и, несомненно, замечательного
народа терзают душу, разве они не вызывают у нас сознание беспомощности
человека перед богами, которое провозглашают примитивные религии, и
поддерживает разум?»
МИФОЛОГИЯ ЗУНИ
Индейцы, живущие в индейских поселках, называемых пуэбло, главными
представителями которых являются зуни, принадлежат к той стадии культуры, из
которой вышли великие цивилизации Средней и Южной Америки. Приведенная в
настоящем сборнике история взята из книги «Мифотворчество зуни» Кушинга,
опубликованной в виде доклада американского бюро этнологии в 1896 году.
Цитируемые далее замечания Кушинга о верованиях зуни явились следствием
наблюдений, проведенных им в период между 1879 и 1881 годами.
«Вера зуни <...> это капля масла в воде, окруженная и открытая для
прикосновений со всех сторон, но в нее нигде не проникли и не изменили ее чужие
верования, которых вокруг немало. <...> В то же время случайный посетитель зуни,
видя, но не будучи способным проанализировать указанные выше знаки, был бы
приведен другими, более заметными знаками к иному выводу, вероятнее всего,
противоположному. Он бы увидел лошадей, скот, ослов и коз, не говоря уже о
свиньях и цыплятах. Он бы увидел персиковые сады и пшеничные поля, телеги (а
сегодня и оружие), всевозможные металлические инструменты. Он бы увидел
индейских серебряных дел мастеров, раздувающих свои примитивные мехи и
использующих нехитрые инструменты из железа и камня для превращения серебряных
монет в блестящие пуговицы, рельефные украшения, бусы и браслеты, которые носит
каждый обеспеченный зуни. Он бы увидел изношенную, особенно у мужчин, одежду из
яркого миткаля и других продуктов ткачества. Не приходится сомневаться, что
зуни на протяжении своей истории сталкивались с благородными францисканскими
монахами и их куда более тяжелыми на руку и менее благородными испанскими
спутниками. Но они смогли выжить, приспособиться к новым внешним условиям и
уберечься от судьбы, постигшей несколько десятков менее стойких индейских
племен, истребленных воинственными и хорошо вооруженными племенами навахо и
апачей. Свой вклад в сохранение народа зуни внесли и первые отцы-миссионеры».
Я назвал свой сборник «Орфей» – по имени менестреля, который, как писал
Аполлоний Родосский в «Аргонавтике», «пел о том, что земля, небо и море, прежде
сплоченные между собой в едином образе, разделились под действием лютой вражды
на отдельные существа, и о том, что навеки незыблемый предел имеют в эфире
звезды, луна и пути солнца. И как выросли горы и родились шумящие реки, с
нимфами вместе и всеми зверями лесными».
Патрик Колум
|
|