|
Патрик Колум
Великие мифы народов мира
Книга представляет собой собрание подлинных жемчужин, выбранных из огромной
сокровищницы мифов народов мира в пересказе известного исследователя
традиционных народных культур Патрика Колума. Автор рассказывает о героических
и трагических фигурах античного мира, сказочных персонажах, представленных в
мифах Египта и Вавилона, Персии и Греции, Рима и Америки. В сборник включены и
сравнительно малоизвестные полинезийские, китайские и японские мифы.
ЗНАЧЕНИЕ МИФОЛОГИИ
До недавнего времени мифологии не придавалось должного значения. Итальянский
философ XVII века Вико знал, что герой мифов Геракл, который мог разрушать горы,
законодатели Ликург и Ромул за краткое время, отведенное человеку, выполнили
работу многих веков, были созданиями коллективного разума. Когда человеку
потребовались антропоморфные божества, он пошел по пути, как утверждает Вико,
воплощения в одном герое своих вековых идеалов. Ему вторил Гете, который считал,
что в ранние века идеи существовали в интуитивных мысленных образах и лишь
позднее их облекли в понятия – мироощущения обрели форму, богов, а сегодня они
вновь становятся понятиями. Иеремия Кертин, человек, увлеченный поэтическими
образцами мифологии, писал, что в греческом языке есть два существительных,
имеющих долгую историю:
миф
и
логос
. Первоначально они имели одинаковое значение, во всяком случае, в повседневной
речи. Во времена Гомера использовалось то одно, то другое, и обозначали они то
же, что и
слово
в нашем современном языке. Постепенно
логос
стал обозначать
внутреннее содержание – смысл, понятие
и одновременно
внешнюю форму мысли
–
слово, высказывание, выражение
. Следовательно,
логос
есть выражение точной мысли, которая является таковой потому, что соответствует
всеобщим и неизменным принципам, выработанным человечеством.
Логос
достиг высшей степени величия, поскольку относится не только к человеческому
разуму, но и ко всей вселенной как универсальная осмысленность, ритм и
соразмерность бытия. Божественный Логос – сын Господа и сам Господь...
Миф
в самом широком смысле означает все, произнесенное человеком, – слово,
сообщение о чем-то, рассказ. В античной Греции
мифом
называли повествование о доисторических греках. Применение термина
миф
в среде современных ученых получило достаточно широкое толкование: теперь
равнозначное значение имеют сказания любого племени на земле. С древности было
широко распространено мнение о том, что миф является синонимом выдумки, хотя
правдивые мифы – а таковых отнюдь не мало – могут быть самым исчерпывающим и
поэтичным изложением реальных событий. Миф, даже когда он заключает в себе
всеобщий принцип, выражает в особой форме через своеобразие своих героев язык и
внутренний мир людей определенного времени и места. Люди, которые любят и
понимают мифологию, согласятся, что правда неотделима от нее, как тело от души,
подчеркивал Иеремия Кертин.
Из высказываний Вико, Гете и Иеремии Кертина мы узнаем о внутренней сущности
мифологии. Теперь обратимся к специалисту, который поможет нам отличить
подлинные мифы от выдумок и баснословных эпизодов в романтических и эпических
повествованиях. Бронислав Малиновский считает, что существует особая категория
«священных» рассказов, воплощенных в различных ритуалах, обычаях и даже в
социальной организации сообщества людей, которые составляют неотъемлемую и
активную часть примитивной культуры. Эти рассказы порождены не праздным
интересом и являются не только художественным или документальным повествованием.
|
|