Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Конфликтология :: В.А. Лефевр :: В. А. Лефевр, Г. Л. Смолян - АЛГЕБРА КОНФЛИКТА
<<-[Весь Текст]
Страница: из 29
 <<-
 
ено на рис. 7. Жирные стрелки на рисунке фиксируют перемещения «путника», 
пунктирные стрелки — указания человека. Слева пронумерованы уровни, на которые 
переходит «путник». Узлы лабиринта могут быть разделены на уровни по 
удаленности от центрального узла: уровень 1 — центральный узел, уровень 6 — 
выходы из лабиринта. Управление человеком осуществляется следующим образом.
        Первые пять ходов программа, следуя знаку плюс, выпол-
? Конец страницы 57 ?
? Начало страницы 58 ?
няет указания (пунктирные стрелки на рис. 7 совпадают с жирными). Человек 
интерпретирует эти ходы как послушание. Приняв обозначения, программа — Y, 
человек — X, можно считать, что Y формирует у Х убеждение в том, что его 
(игрока) доктрина — слушаться. Происходит превращение Духу->Д.уx. Далее, 
программа начинает эксплуатировать это превращение, выбирая узлы, 
противоположные указан-


        Рис. 7.
        
ным (следуя знаку минус). Человек, не зная программы и не произведя осознания 
ситуации, продолжает выводить «путника» к центру и проигрывает.
        В другой партии (рис. 8) вскоре после шестого хода человек сумел 
проимитировать начавшееся непослушание и на-
        

Рис. 8.

чал указывать периферийные узлы. Начиная с 12-го хода программа вновь слушается,
 человек для осознания этой перемены потратил два хода, на 14-м ходу программа 
вновь меняет свое поведение, но человек, убежденный еще в послушании «путника», 
не успевает изменить доктрину и выпускает «путника» из лабиринта.
        Победа программы объясняется тем, что она формирует вполне определенное 
поведение человека, использует его, тем самым формируя новое, затем меняет свое,
 формирует другое поведение и т. д., в среднем обгоняя человека. В этих партиях 
автомату удалось провести рефлексивное управление
? Конец страницы 58 ?
? Начало страницы 59 ?
и выудить у человека информацию, необходимую для более быстрого решения задачи.
        Мы сознательно не употребили понятия обучения для характеристики 
поведения человека, так как человек непрерывно рефлексирует, и сам факт, что 
его учат, может быть им не осознан. Он может начать строить свое поведение 
исходя из того, что его учат. Думается, что понятие рефлексивного управления 
более точно схватывает суть дела. Программа дает только основания для принятия 
решения.
        Устройства, оптимизирующие свою работу в результате противодействия, 
могут быть интерпретированы как устройства, превращающие опасения в явь. Эти 
устройства характеризуются тем, что предоставленные самим себе они крайне редко 
переходят в некоторое состояние. Однако если человек начинает совершать 
действия, чтобы воспрепятствовать переходу системы в это состояние, то 
последняя быстро переходят именно в это состояние. Было бы интересно проверить 
это дополнительными экспериментами.
        Можно предложить, например, следующее видоизменение нашей игры между 
человеком и автоматом. Пусть в лабиринте типа, изображенного на табло рис. 7, 
блуждают п независимых «путников». Перед человеком ставится задача: не 
допустить в одном узле встречу одновременно k «путников» из общего числа п, 
вероятность которой за обозримое время крайне мала. Человек может блокировать 
некоторые пути, соединяющие узлы, но чтобы заблокировать новый путь, он должен 
открыть ранее блокированный. Есть основания предполагать, что при не очень 
сложных алгоритмах поведения каждого «путника» k из них встретятся в одном узле 
быстрее (в среднем), чем без противодействия.
        Заметим, что механизм превращения опасений в явь, основанный на 
использовании сознательного или неосознанного противодействия, может лежать в 
основе некоторых приемов, используемых шаманами1.
        Описанные здесь эксперименты демонстрируют пока только правомерность 
постановки проблемы общения человека и рефлексирующего автомата. Подобная 
постановка основана на объединении принципов теории автоматов, теории 
рефлексивных игр, логики и психологии человека. В этой связи заметим, что 
традиционные образы фантастической литературы: робота (в виде железного 
человека с усами антенн на голове-ведре) и «электронного мозга» (в виде 
громадного ящика с переливающимися огоньками лампочек) должны уступить место 
другим.
        Представляется, что общение человека и машины будет
        __________________________________________
             1 См., например, Гарри Райт. Заколдованный круг. — «За рубежом», 
1967, № 38, стр. 22.
? Конец страницы 59 ?
? Начало страницы 60 ?
осуществляться в привычных для нынешних телезрителей формах. На экране, 
подобном экрану телевизора, появится симпатичный человек, с которым можно 
попросту разговаривать и которого вряд ли можно будет отличить от «живого» 
собеседника, находящегося на другом конце провода. Придется преодолеть немалые 
трудности, чтобы человеческий облик мог быть порожден функционированием 
технического устройства. Однако уже сейчас можно увидеть принципиальную идею 
такого устройства. Рефлексирующий автомат будущего должен иметь прежде всего 
внутренний планшет для отображения реального мира и картин этого мира, 
содержащихся в голове человека. Только такой сверхэкран позволит ему эффективно 
служить человеку, предвосхищая его потребности и желания. Пожалуй, в нем 
кроется и самая большая опасность, подстерегающая людей...
        Нужно сказать еще о том, чт
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 29
 <<-