|
повсюду в мире. Они обусловлены утверждением на арене мировой истории
уни-Лекция 5. Этне/политические конфликты
кальных культур народов, считавшихся ранее отсталыми и обретшими свою
государственную независимость относительно недавно. Следует также отметить, что
всплеск этнического сознания у народов, живущих в <постиндустриальном обществе>,
вызван неосознанным сопротивлением нивелирующему воздействию современных
технологий и моделей образа жизни, угрожающих сохранению культурной традиции и
национальной самобытности. Быстро растут национальное самосознание и
национализм. Ученые назвали этот феномен <этническим ренессансом>, <этническим
парадоксом современности>.
Само по себе этническое возрождение не является этническим конфликтом, однако
обладает мощным конфликтогенным потенциалом. Грань, отделяющая этнический
патриотизм от национализма, очень размыта и подвижна. Небольшое изменение
акцентов позволяет зачастую незаметно преодолеть эту грань, и вызревает
благоприятная для конфликта интеллектуальная и духовная среда.
В конфликтологии под этнополитическим конфликтом понимается конфликт,
характеризующийся определенным уровнем организованного политического действия,
участием общественных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских
выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние происходит по
линии этнической общности.
Свойство этнополитического измерения современного конфликта заключается в том,
что конфликт имеет скрытый период накопления и развертывания межэтнических
противоречий. У каждого конфликта он имеет разную продолжительность. Именно в
это период и происходит формирование собственно этнопо-литического потенциала
конфликта, а также осознание национального статуса его участников,
сопоставление ими своего статуса со статусом других национальных общностей и
формирование отношения к ним. В этот период решается вопрос о путях борьбы за
власть и перераспределение материальных ресурсов. Недовольство собственным
национальным статусом актуализирует историческую память, древние стереотипы
межнациональной борьбы.
30 Вершинин М. С. КОНФЛИКТОЛОГИЯ
2. Сущность и эволюция этнополитических конфликтов
В научной литературе существуют два подхода к анализу причин, сущности и
эволюции этнополитических конфликтов.
Первый - социологический. Причины конфликтов объясняются на основе анализа
этнических параметров основных социальных групп и слоев, а также на
исследовании взаимосвязи и взаимовлияния социальной стратификации общества и
разделения труда с этническими характеристиками региона, переживающего
этнопо-литическую напряженность.
Второй -политологический. Центральное внимание уделяется трактовке роли
национальных элит в мобилизации чувств в процессе межэтнической напряженности и
ее эскалации до уровня открытого конфликта. В качестве ключевого исследуется
вопрос о власти, доступе к ресурсам. Анализируются социально-психологические
механизмы этнополитических конфликтов.
При рассмотрении причин возникновения этнополитических конфликтов многие ученые
отмечают, что основополагающими являются причины общецивилизационного характера,
порождаемые объективным развитием человечества. Например, Э.Блэк полагает, что
неравномерные протекание модернизации (социальной структуры, экономики,
национально-государственного устройства ,и др.) в этнонациональных ареалах
порождает конфликты между притязаниями этнических групп, с одной стороны, и
реальными возможностями государства гарантировать обеспечение прав своих
граждан - с другой. По утверждению А.Дейча, модернизация активизирует
этническое сознание, благоприятствует складыванию политических устремлений к
национальной автономии.
Рассматривая проблему детерминации этнополитического конфликта, М. Гектер
выдвигает концепцию <внутреннего колониализма>, в которой обосновывает
<триадную модель> возникновения этнополитической напряженности:
1) конфликтогенную по своей природе объективную обделенность этнических
периферийных групп многонационального государства в процессе его неравномерной
модернизации;
Лекция 5. Этнополитические конфликты 31
2) осознание этой обделенности членами этнической группы как образа
коллективных центро-периферийных взаимоотношений угнетения;
3) формирование этнонационализма как реакции угнетаемой общности на <внутренний
колониализм> Центра.
|
|