Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Детский раздел :: Детская проза :: Сказки :: Русские сказки :: А.Н. Афанасьев :: Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах. Том 3
 [Весь Текст]
Страница: из 471
 <<-
 
Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах. Том 3


Александр
Николаевич
Афанасьев


Лев
Григорьевич
Бараг


Юрий
Александрович
Новиков


В издании афанасьевских сказок, вышедшем в академической серии «Литературные 
памятники», сохраняются текстологические принципы издания 1957 г. Тексты 
сверены с изданием 1873 г. По сохранившимся рукописям из архива Всесоюзного 
географического общества уточнены паспортные сведения о записях сказок, 
имевшиеся в прежних изданиях сборника А. Н. Афанасьева. В «Дополнениях» к 
третьему тому печатаются предисловия Афанасьева к 1-му, 2-му и 4-му выпускам 
первого издания. К основному корпусу сказок присоединены тексты лубочных сказок 
из примечаний Афанасьева, напечатанные в IV книге издания 1873 г., а в 
«Дополнениях» — «Заметка о сказке „Еруслан Лазаревич”», сказки, изъятые 
цензурой, ряд текстов из сборника «Русские заветные сказки» и из рукописи 
«Народные русские сказки не для печати» с предисловием к женевскому изданию 
«Русских заветных сказок». Подстрочные пояснения Афанасьева к отдельным словам 
и выражениям в настоящем издании воспроизведены полностью. В примечаниях указан 
сюжетный тип каждой сказки по международному указателя Аарне — Томпсона (АТ); в 
тех случаях, когда сюжетный тип сказки не полностью соответствует номеру по AT, 
номер сопровождается пометой «отчасти».
В третий том вошли сказки с №319 по №553, сказки из примечаний Афанасьева, 
сказки из сборника «Заветные сказки», сказки из рукописей «не для печати», 
предисловия к разным изданиям, заметка Афанасьева о сказке «Еруслан Лазаревич», 
а также список сокращений и различные указатели.

В некоторых палестинах два брата живяше: един богатый, а другой — убогий. 
Прииде убогий брат к богатому лошади просити, на чем бы ему в лес по дрова 
съездить. Богатый даде ему лошадь. Убогий же нача и хомута прошати; богатый же 
вознегодовал на брата и не даде ему хомута. Убогий же брат умысли себе 
привязать дровни лошади за хвост, и поехал в лес по дрова, и насек воз велик, 
елико сила лошади может везти, и приехал ко двору своему, и отворил вороты, а 
подворотню забыл выставить. Лошадь же бросилась чрез подворотню и оторвала у 
себя хвост. Брат же убогий к богатому приведе лошадь без хвоста; богатый же 
виде лошадь без хвоста, не принял у него лошади и поиде на убогого бити челом к 
Шемяке-судье. Убогий, ведая, что пришла беда его — будет по него посылка, а у 
голого давно смечено, что хоженого дать будет нечего, поиде вслед брата своего.
И приидоша оба брата к богатому мужику на ночлег. Мужик нача с богатым братом 
пити и ясти и веселиться, а убогого пригласить не хотяху к себе. Убогий же 
вниде на полати, поглядывая на них, и внезапу упал с полатей и задавил ребенка 
в люльке до смерти. Мужик же поиде к Шемяке-судье на убогого бити челом.

Идущим им ко граду купно (богатый брат и оный мужик, убогий же за ними идяше), 
прилучися
[2]
им идти высоким мостом. Убогий разуме, что не быть ему живому от судьи Шемяки, 
и бросился с мосту: хотел ушибиться до смерти. Под мостом сын вез отца хворого 
в баню, и он попал к нему в сани и задавил его до смерти. Сын же поиде бить 
челом к судье Шемяке, что отца его ушиб.

Богатый брат прииде к Шемяке-судье бити челом на брата, како у лошади хвост 
выдернул. Убогий же подня? камень, и завязал в плат, и кажет позади брата, и то 
помышляет: аще судья не по мне станет судить, то я его ушибу до смерти. Судья 
же, чая — сто рублев дает от дела, приказал богатому отдать лошадь убогому, 
пока у нее хвост вырастет.
Потом прииде мужик, подаде челобитну в убийстве младенца и нача бити челом. 
Убогий вынув тот же камень и показа судье позади мужика. Судья же, чая — другое 
сто рублев дает от другого дела, приказал мужику отдать убогому жену по тех 
мест, пока у ней ребенок родится: «И ты в те? поры возьми к себе жену и с 
ребенком назад».
Прииде сын об отце бить челом, како задавил отца его до смерти, и подаде 
челобитну на убогого. Убогий же, вынув тот же камень, кажет судье. Судья, чая — 
сто рублев дает от дела, приказал сыну стать на мосту: «А ты, убогий, стань под 
мостом, и ты, сын, так же соскочи с мосту на убогого и задави его до смерти».
Судья Шемяка выслал слугу к убогому прошать денег триста рублев. Убогий же 
показа камень и рече: «Аще бы судья не по мне судил, и я хотел его ушибить до 
смерти». Слуга же прииде к судье и сказа про убогого: «Аще бы ты не по нем 
 
 [Весь Текст]
Страница: из 471
 <<-