|
Перевод и обработка для детей А. АЛИЕВОЙ и А. ХОЛАЕВА
Балкарские и карачаевские сказки
Детская литература
Москва
1983
ANSI
Балкаро-карачаевские сказки
Сказки и горы
В этой книге объединены сказки двух народов: балкарцев и карачаевцев. У них
один язык, одни и те же сказки, песни, пословицы. Поэтому их невозможно
отделить друг от друга. Эти два народа – древнейшие жители Кавказа – издавна
обитают в самом его центре, у подножия Эльбруса. Ныне балкарцы живут в
Кабардино-Балкарской АССР, а карачаевцы – по соседству, в Карачаево-Черкесской
автономной области.
Наши крестьяне, как и все крестьяне на свете, не только пахали землю, пасли
скот, строили жилища, но и создавали сказки, песни, пословицы, загадки. Они
были поэтами. И мы обязаны им за полный ярких красок, неповторимый поэтический
мир, который они оставили. Эта устная поэзия, не увядая, не старея, и поныне
живёт, радуя и восхищая всё новые и новые поколения. Она полна мудрости, веры в
жизнь, как и плод фантазии и ума любого народа. Сказка остаётся нашим
национальным сокровищем наравне с родным языком.
Максим Горький назвал народ величайшим поэтом. И это неоспоримая истина.
Подтверждением её является и наша народная поэзия.
Человеку всегда было трудно жить и добывать свой хлеб. Ему приходилось воевать,
защищать свой дом от врагов. На него обрушивались болезни, неурожай и множество
других бедствий. Но всё равно народ должен был жить – и жил. Люди строили
жилища, разжигали огонь, растили, кормили своих детей, человеческая фантазия
рождала вихревые пляски, удивительные песни, ум их не скудел, надежда не
погибала. Люди мечтали о счастье и всегда думали, что оно впереди. И это
освещало им трудные пути, помогало жить, преодолевая все злоключения. Народ
всегда был оптимистом. Он очищал землю от камней, разводил сады и верил в
вечность земли. Он слышал шуршание созревших колосьев, смотрел на звёзды и не
сомневался в их бессмертии. Народ был уверен, что солнце всегда будет освещать
и согревать мир, дождь – поить поля, пастбища, луга, огороды; он верил, что
ребёнок будет играть и смеяться, конь – скакать, мельничные жернова – крутиться.
С этой верой народ и создавал свои сказки. Они были ему поддержкой, поэтически
выражая его мечты и надежды. Он вкладывал в них свой ум и талант. И переходили
сказки – эти жемчужины народной фантазии – из уст в уста, от поколения к
поколению.
Я пытаюсь представить себе, как слагались сказки и легенды.
Крестьянин всегда был занят. У него было много забот и хлопот, постоянно
приходилось думать о насущном хлебе, сене, дровах, соли. Но всё же он находил
время слагать и рассказывать сказки. Они были необходимы. У него всегда была,
есть и будет потребность в творчестве. И горский крестьянин, мне кажется,
слагал сказки, вернувшись с поля или с пастбища, сидя у очага, пока жена клала
заплаты на его изношенный бешмет. А может быть, он придумывал их ночами у
чабанского костра. Могло быть и так, что он ехал ночью по сухой горной дороге
среди скал, смотрел на звёздное небо и в тот час творил свои легенды. А
возможно, он делал это, глядя на дождь, который поил его поле, а иногда не
давал ему работать в поле, косить или убирать сено. Как бы то ни было, этот
труженик каменистой горной земли был настоящий поэт. И я, его потомок, ценитель
его таланта, ума и воображения, выводя эти строки, снова восхищаюсь им,
благодарю его, кланяюсь той земле, которую он пахал, где скакал на коне, плясал
на свадьбах, во славу которой слагал свои легенды и в которой нашёл вечный
покой.
Человек должен жить, волей и мужеством побеждая все трудности и превратности,
которые встречаются на его жизненном пути. Он рождается для того, чтобы
трудиться и жить. Человек всегда должен быть добрым, благородным, умным, щедрым,
верным в дружбе, в любви, быть преданным своему делу, родной земле, своему
очагу. Ему необходимы стойкость, храбрость перед врагами. Вот главное
содержание и суть наших сказок, как и всех народных сказок на свете. Но при
таком общечеловеческом их содержании в сказках балкарцев и карачаевцев
заключены конкретные национальные черты, своеобразие быта, особенности жизни
народа. Они порождены нашей родной землёй и похожи на неё, в них мы видим её
облик. Многие наши сказки родились в горах. Сказки и горы похожи. У них одна
суть. Как прекрасны они – сказки и горы!
У балкарско-карачаевской сказки есть свой запев и особый конец. Начинается она
|
|