Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Детский раздел :: Детская проза :: Сказки :: Европейские Сказки :: Албанские народные сказки
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-
 
европейских народов, в албанских сказках господствует число три. У родителей 
трое сыновей, герой должен пройти через три испытания, совершить три подвига, 
сходить за советом к трем старцам, три ночи охранять могилу отца, три дня 
подряд вступать в схватку с шайтаном или кабаном, дорогу к красавице ему 
преграждают три стража, он должен ударить чудовище только три раза, он берет с 
собой в дорогу три золотые монеты и получает три совета от старика.
Хотя и редко, но иногда старших братьев трое и в сказке повествуется о 
четвертом, младшем. Однако законы чисел и в этом случае соблюдаются строго. В 
прекрасной и трогательной легенде о гржете четверо братьев, решив заманить и 
похитить живущую в озере Красу земли гржету, положили на берег четыре предмета: 
рубашку, зеркало, мыло и гребень. Гржета, вынужденная заговорить, сообщила 
братьям, что должна была молчать еще четыре дня и тогда со дна озера поднялись 
бы все ее сокровища, а теперь они останутся там навсегда. Срок в четыре дня 
назван не случайно, если учесть, что гржета, вышедшая на берег и живущая среди 
людей, согласно существующим в албанской мифологии представлениям должна 
молчать девять лет.
Великолепна по своему изяществу композиционная пирамида из семи встреч: три — 
одна — три в сказке «Нашел свою судьбу». Крестьянин, бедняк и неудачник, 
покидает родной дом в поисках счастья и доли и по дороге встречает волка, рыбу 
и хозяина постоялого двора, которые просят его узнать заодно уж и об их судьбах.
 Наконец ему выпадает удача — встреча с ангелом, который приоткрыл (но не 
раскрыл!) тайну его судьбы. Обрадованный, взволнованный и нетерпеливый, хотя и 
ничего не уразумевший, спешит крестьянин домой и по дороге снова встречается 
теперь уже в обратном порядке с хозяином постоялого двора, рыбой и волком. 
Мораль этой сказки насмешлива и беспощадна: обездоленность, неудачливость и 
нищета могут являться следствием личных качеств человека и нечего тогда пенять 
на судьбу, то есть предназначенность.
В сказке «Муса, младший брат шести братьев» говорится о семи братьях, которые 
решили взять себе в жены семь сестер дива. Это кровожадное, но незадачливое 
существо потребовало у Мусы привезти выкуп за сестер: дочь короля, у которого 
три золотых волоса в бороде и семь желтых волос на голове. В сказке «Билмен» 
главный герой только тогда отправился к королю соседнего государства за 
невестой, когда набрал шесть товарищей. Всемером они сумели одолеть все 
препятствия и получить невесту без сватов.
Кроме троичности и соблюдения других числовых закономерностей в албанских 
сказках наблюдается ступенчатость: каждое новое завоеванное сокровище 
драгоценнее предыдущего, каждый новый подвиг сложнее, каждое новое испытание 
труднее, самым же трудным испытанием является похищение Красы земли.
Место действия албанских волшебных сказок — деревня, где герои строят дворцы не 
хуже, чем у королей, после того, как их испытания подходят к концу. Реже это 
город, берег черного моря или волшебная страна: подземное царство и Хрустальная 
гора, где с героем приключаются всякие чудеса; бесплодная пустыня 
Тингли-обезьянник, где герой терпит лишения, голод и жажду. Время действия — 
отдаленное прошлое, хотя концовка действия может произойти в настоящем времени. 
Перенос героя во времени и пространстве происходит мгновенно без всяких 
комментариев рассказчика, зато по многу раз повторяются условия, на которых он 
должен выполнить свое неимоверно трудное задание, после чего подробно 
излагается, как он его шаг за шагом выполняет.
В албанских сказках, как и в сказках других народов, применяются устоявшиеся 
инициальные и финальные формулы. С первых же слов ясно, где происходит действие 
и кто его главные герои. Волшебные сказки, в отличие от бытовых и сказок о 
животных, в большинстве случаев заканчиваются счастливо — свадьбой или 
соединением разлученной пары. В финале волшебных и бытовых сказок нередко 
обнаруживается желание подытожить сказанное или прочитать мораль:

«Так бедняк нашел свою судьбу».

«Король понял, что грабителями были только они — его высшие чиновники и 
приближенные».

«Они были счастливы потому, что каждый из них делал свое дело, думал о нем и не 
терзал себе душу завистью к чужим делам и заботам».

«К тем, кто идет к людям с добром, добро возвращается».

«Вот как бывает: если человек старается употребить свои знания в дело, удача 
идет к нему, и он добивается счастья».


К волшебным сказкам примыкают прозаические предания и легенды, их доля в 
албанском сказочном фольклоре сравнительно невелика. В преданиях и легендах 
присутствуют элементы языческих представлений и верований, налет мистицизма, 
нередко в них сообщается также о каких-либо вполне конкретных исторических 
деятелях или событиях. Подлинной сокровищницей албанского фольклора являются 
стихотворные сказания и легенды — циклы о богатырях, о материнской и 
сестринской любви, о женской верности, легенды, связанные со строительством 
крепостей и мостов. Эти сказания и баллады написаны стихотворным размером, 
несколько напоминающим нерифмованный пятистопный хорей. Традиционно они 
исполнялись под аккомпанемент однострунного смычкового инструмента — ляхуты.
[4]
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-