|
, которые скоро исчезнут с лица Земли, хочется
крикнуть: "Вы же умираете, вас скоро не будет". Но они продолжают жить. У них
нет оценки надвигающейся опасности. Удивительно. Оказывается, люди ничем не
отличаются от животных. Происходит торможение главной функции - продолжения
рода. Три десятилетия в масштабе человечества - это чрезвычайно мало. Это можно
сравнить только с самолетом, несущимся по взлетной полосе. Процессы торможения
обычно заканчиваются остановкой. Человечество похоже на эквилибриста, который
шел по дороге, а потом вступил на тонкую проволоку и продолжает сохранять
равновесие, но, задумавшись, не заметил, что идет уже не по дороге, а по
проволоке.
Я оптимист и считаю, что человечество выживет. Но с чем оно останется, когда
придет завтрашний день? И какую цену мы все заплатим за это выживание? Мы - это
не только люди. Это и животные, и леса, исчезающие с каждым днем. "Как просто,
- думал я, - спастись и выжить, если знаешь как. Чтобы удержать на Земле
исчезающих каждую секунду людей, животных и растения, нужно каждую секунду
удерживать в своей душе любовь и увеличивать ее. Скорее бы уж люди поняли это."
РАБОТА С ПАЦИЕНТАМИ
В работе с пациентами нее разнообразие заболеваний, ситуаций и проблем я
пытаюсь снести к нескольким моментам. В основе одной человеческой ценности
может быть другая, более масштабная.
Значит, если мы выходим на базовые человеческие ценности, на те, которые лежат
в основе нашего "я" и самого понятия "человек", поскольку в основе жизни -
желания, чувства, то труднее всего будет избавиться от зацепленность за желания.
Но уж если здесь человек сбалансируется, то он должен быть здоров.
Именно так у меня нее и выходило. Но только сначала. Потом выяснилась одна
страшная особенность: зацепленность за желания снималась, а за нравственность,
принципы, идеалы, духовность сохранилась, несмотря ни на что. Странная ситуация.
Промежуточное звено, оказывается, важнее первоначального!
Странно и нелогично. Уравновешенность, оказывается, важнее жизни и желаний. Я
опять вспоминаю, сопоставляю и интуитивно нащупываю решение. Но ведь смерть
ради сохранения нравствен- ности и принципов - явление достаточно
распространенное. И это не воспринималось как патология - наоборот. Такая
смерть вызывала чувство уважения и восхищения. И опять сопоставляю и анализирую.
Расстаться с жизнью ради сохранения нравственности, морали, идеалов для
животного - вещь уникальная, для человека, скорее, - наоборот. Такие понятия,
как "способности", "интеллект" и лежащие в их основе "духовность",
"благородство", "нравственность" и "идеалы", - все это в совокупности можно
назвать "сознанием". И человек отличается от животного в первую очередь не
наличием в жизни желания и воли, а наличием развитого сознания. То есть, есть
шкала ценностей человека, как живого существа, и есть шкала ценностей человека,
как существа мыслящего. А поскольку интеллект, способности, мышление в своей
основе имеют нравственные, моральные корни, то часто сохранение морали и
нравственности оказывается важнее сохранения жизни, Я не буду утомлять читателя
деталями и подробностями в своих поисках. Я сохраняю лишь канву поисков.
Продолжая дальше сопоставлять и анализировать, я пришел к еще одному очень
важному выводу: человек может принять оскорбление, унижение многих ценностей,
особенно тяжело будет принять крушение своей нравственности, принципов и
идеалов, т. е.
крушение основополагающих структур сознания. Но это выдержать можно, и
оказалось, - это под силу многим. Но есть то, что под силу очень небольшому
числу людей. Это крушение не личных, а общечеловеческих идеалов,
общечеловеческой нравственности и морали. Почему?
Оказывается, развитое сознание есть всегда результат работы коллектива, это
межличностные отношения, А коллективное сознание не может существовать без
нравственных правовых норм, определяющих уровень взаимоотношений между людьми.
Значит, развитая мораль и нравственность определяют уровень развития сознания,
интеллекта и способностей интеллекта, и способностей каждого индивидуума.
Уровень морали и нравственности определя- ется количеством любви, которую они
содержат. Нравственность и мораль без любви невозможны. Через общечеловеческие
нормы, мораль и нравственность, через заповеди, данные в священных книгах,
каждый из нас выходит на высшие уровни сознания.
Возникает коллективное сознание, объединяющее группы людей, народы и, в
какой-то степени, государства и человечество. То количество любви, которое
будет появляться в душе каждого человека в время, позволит создавать новые
нормы морали, нравственности, коллектив сознания, которые позволят объединить
все человечество. Подключаясь к объединенному подсознанию человечества, каждый
сможет обеспечить уровень своих возможнос- тей, в сотни раз больший, чем теперь.
Сейчас человечество стоит на пороге окончательного формирования коллективного
сознания в масштабе всей планеты. И эта человеческая ценность в сотни раз
превосходит предыдущие. И искушение поставить ее выше любви - огромное.
Заканчивается это, как всегда, плачевно.
Говоря простым языком, человек, живущий только Божественными заповедями, если
они не начинаются с любви к Богу, как высшей ценности и высшему счастью, - этот
человек тяготеет к дьяволизму. Причем духовность накапливается по-прежнему, но
процессы деградации рано или поздно побеждают. Получается "святой", в котором
все больше дьяволизма. Человек, не выдержавший удара по своим высшим
нравственным ценностям и проявивший агрессию к окружающему миру, к обществу или
к себе, не сможет наслаждаться ценностями единого общечеловеческого сознания.
Бедному духом легче выдержать такой удар. Поэтому подлец, негодяй, аморальный
человек в эпоху подготовки к коллективному сознанию любовь в душе может
удержать легче, чем тот, кто жестко нацелен на нрав
|
|