|
тпускать его на свободу по истечении определенного срока. Это также тормозило
потребительство.
В каких случаях один человек убивает другого? Причина та же - потребительство.
Потребитель - это раб своих желаний. Ради выполнения своих желаний' он готов
украсть, обмануть, убить, в конце концов. И заповеди иудаизма подразумевали
смерть за убийство другого человека. Наказание должно быть адекватным и
неотвратимым. Если наказание будет слабее совершенного преступления, то оно не
остановит человека и подтолкнет его к новым преступлениям. Знание этих
заповедей в подсознании любого человека каждую секунду давало вспышку: не
убивай, не
Не укради, не завидуй, заботься. И каждую долю секунды сдержанное животное
желание превращалось в человеческое и Божественное.
Россия на этот путь ступила гораздо позже, У меня в руках заметка, в которой
цитируется свод законов Ярослава Мудрого под названием «Русская правда». Вот
выдержка из него: «Если кто убьет жену, то если муж будет виноват - 20 гривен с
него, а если убьет холопа или рабу - то 12. За порчу бороды или телесное
повреждение - 12 гривен».
Все-таки ответственность была, но с торможением желаний, как мы ^идим, на Руси
было полегче. Иудаизм и христианство говорят об уважении и любви к другому
человеку. Три с половиной тысячи лет тому назад евреи по истечении
определенного срока отпускали своих рабов, В России сто пятьдесят лет назад еще
существовало рабство в виде крепостного права, и рабов на волю никто не
отпускал. Закон этого не требовал. Теперь представьте человека, который свято
соблюдает девять из десяти заповедей, но при этом постоянно хочет красть и
приворовывает. Вы думаете, он сможет выполнять остальные девять заповедей? По
форме - может быть, по сути - нет.
Если девять раз человек прославляет Бога и один раз проклинает Его и от Него
отрекается, то вряд ли он познает Божественное. Если человек простил девятерых,
а одного простить не сумел, это означает, что душа его прощать не научилась. В
царской России исповедание православной веры больше было связано с формальным
исполнением обрядов. А религия должна в первую очередь заботиться о любви и
нравственности и меньше - о политике и экономике. Если религия научила человека
любви к Богу как высшему счастью, научила его не завидовать, не воровать, не
убивать, любить и заботиться, то такой человек просто не сможет украсть,
предать и обмануть - его энергетика не позволит ему сделать этого,
В Японии нравственность всегда была очень высокой. Уважение к старшим,
сдерживание желаний, постоянный труд - все это было необходимо, чтобы выжить в
трудных условиях. Не религия удерживает человека от воровства, а любовь в душе
и привычка отдавать энергию. Другое дело, что религия помогает ощутить любовь,
сформировать нравственные понятия, отражающие законы Вселенной.
В первые годы советской власти религия в России была разрушена, но было
усилено ощущение полного единства. Была общая цель, объединявшая все народы.
Был моральный кодекс, хотя и ущербный. Была идеология, запрещавшая воровство.
Прошло несколько десятилетий - люди убедились в том, что коммунизм невозможен.
Ощущение единства исчезло, моральный кодекс оказался несостоятельным. И
воровать начали в огромных масштабах. Тюрьмы были переполнены, а люди
продолжали воровать. И никакие самые суровые наказания не могли этого процесса
остановить.
Представим себе чиновника. Собственные интересы и интересы семьи всегда будут
для него важнее интересов государства. Значит, изначально он склонен к
коррупции, то есть к ущемлению государственных интересов в угоду собственным.
Какой может быть вывод? Первое: признать и принять его право на приоритет
собственных интересов. Второе: поставить его в такие условия, когда его
собственные интересы не будут ущемлять интересы государства. Что для этого
нужно? Правильная система поощрений и наказаний. Чиновник должен знать, что его
нерадивость, продажность иди прямое преступление повлекут адекватное и
неотвратимое наказание. Это возможно при строгой отчетности, постоянном
контроле, отсутствии возможности уйти от наказания. При этом, конечно, у
чиновника должна быть нормальная зарплата.
Чтобы чиновник работал как следует, мне кажется, нужно всего три фактора.
Фактор № 1 - система адекватного и неотвратимого наказания. Фактор № 2 -
система здравого поощрения. Фактор № 3 - наличие в стране идеологии,
объединяющей всех людей, развитие религиозного мировоззрения и нравственных
основ. Нравственность является одновременно и системой поощрениями системой
наказания. Если чиновник работает на спасение государства и его усилия
многократно выше получаемой зарплаты, то этим он спасает и свою душу, и души
своих потомков.
Кроме системы поощрений и наказании есть еще один момент - я его называю
эффектом заброшенной дачи. Если на даче никто не появляется, то постепенно
такую дачу начинают разворовывать. Социализм как экономическая система был
неэффективен и, значит, обрекал людей на воровство. Если у государства слабая
идеология, неразвитая культура и нравственность, неэффективная экономика,
воровать в таком государстве будут всегда. Чем слабее государство, тем сильнее
чиновник концентрируется на своих личных интересах и тем легче он пойдет на
любое преступление. Сейчас в России идеологии нет. В России также отсутствуете
нравственность. В России только формируется нормальная экономика. Государство
не предоставляет современному чиновнику нравственных ориентиров. Государство не
обеспечивает ответственных чиновников нормальной зарплатой. Государство не
может обеспечить справедливого и неотвратимого наказания. Значит, чиновнику
остается только одно - решать свои личные вопросы с помощью государственного
кресла, которое ему предоставлено.
Хочу объяснить
|
|