|
бы
создать новые плоды и семена, тогда дерево умрет, но роща будет жить. И тогда
нынешняя цивилизация сменится новой. Я задумался над тем, почему социализм
распался быстрее, чем западная цивилизация? Потом подумал: а при чем тут
социализм? И до него в России шли весьма сложные процессы.
Меня всегда интересовала проблема возникновения и гибели цивилизаций. Я считал,
что известен только один пример: Содом и Гоморра. За сотни тысяч лет на Земле
исчезло много цивилизаций, но мы ничего не знаем об их гибели. Связь
информационно-нравственного поведенческого аспекта и гибель определенной
культуры впервые четко была изложена на примере Содома и Гоморры. Я считал, что
больше аналогов нет. И вдруг недавно понял, что и моя собственная страна прошла
этот путь. Описал его Михаил Лермонтов - поэт-провидец. Его повесть «Герой
нашего времени» - это повесть-предчувствие, это поэма о гибнущей цивилизации.
«По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь», - это сказано две
тысячи лет назад. А двести лет назад в России люди стали утрачивать чувство
любви в реальности. Главный герой Лермонтова, Печорин, - это человек, который
не умеет любить. Он чувствует свою жестокость и мучается от этого, хотя внешне
у него все благополучно.
Давным-давно я читал рассказ одной женщины, которая видела ауру людей. По
цвету ауры она определяла здоровье человека, его характер, чувства в настоящий
момент. И вот однажды она была в крупном универмаге и решила с верхнего этажа
спуститься на лифте. Открылась дверь, туда вошли люди. Женщина шла последней.
Она сделала первый шаг и остановилась - у людей в лифте не было ауры. Люди
стояли, улыбались, переговаривались, смотрели на нее, ожидая, когда она войдет,
но ауры у них не было. Сознание тянуло женщину внутрь, а душа ее протестовала.
Она не смогла победить внутреннего импульса и шагнула назад. Кто-то подмигнул
ей, кто-то махнул рукой, приглашая войти, она снова шагнула к лифту, но двери
уже закрывались. Лифт поехал вниз. Через несколько секунд он оторвался и рухнул.
Защитные устройства не сработали, и все люди в лифте погибли.
Так вот, Печорин, судя по всему, тоже видел людей, у которых не было ауры.
Причем не у одного-двух, а у всех вокруг него. В начале XIX века он видел
умерших людей, которые улыбались, смеялись, общались между собой. Это было
общество без будущего. То, что является сутью жизни, - энергетика любви -
необъяснимо исчезло из их душ. Он пытался спасти и оживить умирающих, причиняя
им боль, но процесс обесточивания зашел слишком далеко. Вспомним сюжет. В героя
вроде бы влюбилась княжна, ко-, торую он периодически унижал, причинял ей боль.
В кого влюбляется женщина? В того, кто помогает ей ощутить Божественное. Когда
она кого-то жалеет, то происходит отдача энергии, тепла, заботы, и это любовь.
Когда ее кто-то унижает, заставляет подчиняться, происходит отрыв от
человеческого и это дает еще большую вспышку любви. Юная княжна сначала
влюбляется в Грушницкого, затем в Печорина, но главный герой чувствует, что
любить по-настоящему она не может. Ее любовь существует, пока ее непрерывно
отрывают от человеческого счастья и заставляют отдавать энергию. Его душу может
спасти только та женщина, которая может любить истинно, непрерывно, независимо
ни от чего. Но это совершенно новый уровень общения с Творцом. Но даже с такой
женщиной, полюбившей его, Печорин чувствует себя несчастным. У этой женщины
тоже нет ауры. Ее нет и у самого Печорина.
В Новом Завете описывается, как к Иисусу Христу приходит человек, готовый
пойти за ним куда угодно. У него только одна просьба: позволить ему сначала
похоронить умершего отца. «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов», -
отвечает Христос. У людей, которые окружали Христа, наверное, тоже не было ауры.
Через тридцать-сорок лет Иерусалим исчез с лица земли и были уничтожены все,
кто там находились. Фактически погибла цивилизация. Евреи были расселены по
всему миру. Но еще за несколько тысяч лет до того, в Ветхом Завете, Бог
обращается к народу Израиля и говорит, что рассеет его по всей земле, если не
будут выполняться главные заповеди. Что же произошло с Израилем? Какие заповеди
не выполнили евреи? Об этом еще можно будет поговорить.
Героем нашего времени на самом деле был не Печорин. а сам Лермонтов. Любой
талантливый человек усиливает любую тенденцию общества, и тенденцию распада
тоже. Насколько сильно в нем единство с Богом, настолько, первым встречаясь с
волной краха и саморазрушения, он, спасая свою душу, спасает всю цивилизацию.
Судя по всему, именно этот механизм включился две тысячи лет тому назад.
Христос первым ощутил будущий закат и возможную гибель цивилизации. Его
распятие - это как бы прививка от гибели современной цивилизации. Поэтому я
думаю, не случайно Его называют Спасителем. Тогда трудно было поверить в то,
что общество находится на грани краха. Народ молился и постился.
Первосвященники соблюдали ритуалы. Вроде бы совершались богоугодные дела, а
гибель уже была не за горами. Такое же погибающее общество видел Лермонтов. Он
чувствовал, что умирает его душа, и сам искал смерти.
Кстати, я слышал, что Лермонтов в детстве был очень жестоким мальчиком. Его
трагедия, я думаю, связана не с проблемами его характера или воспитания. Чем
масштаб-нее человек, тем больше территория, которая его воспитывает. Его
воспитывало общество, а не семья. И это же общество убивало его, коверкая его
душу. Он его ненавидел и не хотел жить. И в конце концов нашел свою смерть.
Позже многие предсказывали крах Российской Империи. Он был неминуем, и он
произошел. Значит, дело было не в социализме.
Попытаемся исследовать время, которое предшествовало событиям, описанным
Лермонтовым. Похоже, первый импульс возник в эпоху Петра I. До Петра
Православная Церковь существовала более или менее автономно. Дух не подчинялся
телу. Петр познакомился с европейской цивилизацией, живя и учась в Голландии, и
решил ускорить процесс развития России. Главным сдерживающим фактором оказалась
Церковь. Первым делом Петр занялся изменением внешнего облика своих бояр -
ли
|
|