|
что было наиболее благородного и высокого в последней его земной жизни и, путем
внутренней деятельности, развивает и приводит в гармонию весь накопленный опыт
своей души.
В Девакане он приходит в непосредственное столкновение с великими душами;
находятся ли эти души в посмертном состоянии или в воплощенном, он пользуется
общением с ними, учится у них более зрелой мудрости и более углубленной
опытности. Каждая последовательная жизнь в Девакане становится все богаче и
глубже; по мере расширяющейся способности человека к восприятию, знание
вливается в него все увеличивающимся потоком; более и более начинает он
познавать действие духовного закона и условия эволюционного движения вперед, и,
благодаря этому, он возвращается на землю с более зрелым сознанием, с более
действительной силой, причем цель жизни начинает постепенно выясняться для него
и путь к ее достижению становится более определенным.
Для каждого Мыслителя, перед новым возвращением его на землю, приходит
момент ясновидения. На одно мгновение он видит все свое прошлое и причины,
созданные в этом прошлом, которые будут действовать в его будущем, и общие
очертания его ближайшего воплощения развертываются перед ним без покрова. Затем
облака материи низшего типа начинают волнообразно носиться вокруг него и
затемнять его зрение, а с пробуждением способностей низшего разума последние
начинают вибрировать и собирать вокруг себя материалы из низших подразделений
ментальной сферы, из которых и возникает ментальное тело для начинающейся новой
главы из вечной истории его жизни. Но эта часть нашего предмета принадлежит уже
к отделу о перевоплощении.
Мы оставили душу спящей [См.гл.III, Камалока], сбросившей с себя последние
остатки астрального тела, готовую перейти из Камалоки в Девакан, из чистилища
на небеса. Спящая душа просыпается с чувством невыразимой радости, неизмеримого
блаженства, мира и покоя, превышающего всякое наше представление. Самые
очаровательные мелодии тихо звучат вокруг нее, нежнейшие оттенки светящихся
красок волнуются перед ее открывшимся зрением, самый воздух кажется световой
музыкой, все существо насквозь проникается светом и гармонией. Затем сквозь
золотую дымку начинают нежно выступать любимые лица, утончившиеся в красоту,
которая отражает их благороднейшие эмоции, незапятнанные тревогами и страстями
низших миров. Как передать словами блаженство этого пробуждения, сияние этой
первой зари небесного мира.
Теперь мы будем изучать подробности семи подразделений Девакана, не забывая,
что четыре низшие переносят нас в мир форм, где каждая мысль облекается
немедленно в форму. Этот мир форм принадлежит личности, и поэтому каждая душа
окружается здесь всем тем, что было воспринято ею в истекшей земной жизни и что
может выразиться в чистом мышлении, без примеси страсти.
Самая первая или низшая область представляет собою небо наименее
подвинувшихся душ, высшие эмоции которых на земле ограничивались хотя и узкой,
но искренней, а временами и бескорыстной любовью к семье и друзьям. Или
возможно, что они чувствовали искреннее восхищение к кому-либо, кто был чище и
лучше их; возможно также, что в подобной душе проносилось желание вести более
возвышенную жизнь, или же мимолетное влечение к духовному совершенству. У такой
души немного материала, из которого могли бы построиться новые качества,
способные подвинуть ее сильно вперед; возможно, что ее семейные привязанности
будут несколько расширены и она воплотится через некоторое время с улучшенной
эмоциональной природой, с усиленной наклонностью к добру и красоте. Во время
своего небесного отдыха она будет наслаждаться всем счастьем, какое способна
вместить, и хотя чаша ее невелика, она все же наполнится до краев тем
блаженством, которое ей доступно в мире духа. Чистота и гармония этого мира
действуют на ее неразвитые способности и вызывают их к деятельности, и тогда в
душе возникает та внутренняя дрожь жизни, которая предшествует всякому
проявлению скрытых свойств.
Следующее подразделение Девакана заключает в себе людей всех верований,
сердца которых во время земной жизни обращались с мольбой к Богу, безразлично,
каким именем они называли Его. Форма их поклонения могла быть узкой, но сердце
их поднималось в своем стремлении к высшему, и там оно найдет пищу для своего
поклонения. То представление о Божестве, которое слагалось внутри их души на
земле, встречает их в лучезарном сиянии Девакана, прекраснее и лучезарнее, чем
самые светлые их мечты. Господь ограничивается, чтобы быть доступным для
ограниченных сил своих поклонников, и именно в той форме, в какой верующая душа
преклонялась перед Ним, Он и раскрывается перед ее жаждущим взором и вливает в
нее невыразимую нежность Своей ответной любви. Здесь души людей погружаются в
религиозный экстаз, обожание Бога под теми формами, которые их чувство находило
на земле, они как бы растворяются в упоении любви, соединяясь с Объектом своего
обожания. Никто не чувствует себя отчужденным в этой небесной области, ибо
Господь облекается для всех в знакомые формы. Такие души растут в чистоте и
преданности под влиянием света этого высокого единения, и они возвращаются на
землю с сильно выросшей способностью бескорыстной любви.
Но не вся небесная жизнь проходит для них в подобном экстазе; она
представляет для них возможность развить и остальные качества ума и сердца,
которыми они владели на земле.
Переходя далее к третьей области, мы встретимся здесь с теми благородными и
искренними душами, которые были преданными слугами человечества, пока жили на
земле, которые проявляли свою любовь к Богу в трудах на благо человека. Они
собирают награду за свою благородную деятельность в том расширении сил и
увеличении мудрости, которые сделают их новую жизнь еще более полезной и
праведной. Широкие планы всеобщего благоденствия развертываются перед сознанием
|
|