|
представляет собою оболочку, отличающуюся необычайной тонкостью даже и при
своем возникновении; по мере же своего развития, оно принимает сияющий вид
неземной красоты, что вызвало для него название "Светозарного" [Это и есть
Angoeides Нео-Платоников и "духовное тело" Ап. Павла].
Что такое Мыслитель? Это — божественное Я, как уже сказано, ограниченное и
индивидуализованное этим тонким телом, материалы для которого извлечены из
высших подразделений ментальной сферы [Высшее Я, действующее в
Vijnyаnomayakosha, проводник распознающего знания согласно ведантической
классификации]. Эта материя, обволакивающая луч Божественного Я, живой луч
Единого Света и Единой Жизни вселенной, отделяет этот луч от его Источника,
заключает его внутри тончайшей оболочки из своей субстанции и таким образом
делает его "индивидуальностью".
Самая жизнь есть жизнь Логоса, но все силы этой жизни остаются скрытыми,
непроявленными; все здесь в возможности, в задатке, так же как дерево скрыто в
микроскопической зародышевой точке в зерне. Это зерно опускается в почву
человеческой жизни, чтобы его скрытые силы пришли под влиянием света радости и
дождя слез в состояние деятельности и чтобы питалось оно теми соками, которые
мы зовем испытаниями, до тех пор, пока зародыш не разрастется в могучее дерево,
в образ и подобие зачавшего его Господа.
Человеческая эволюция есть эволюция Мыслителя; он облекается в низшей
ментальной, в астральной и в физической сферах в свои тела; изнашивает их в
продолжении земной, астральной и низшей ментальной жизни, сбрасывает их
последовательно на каждой ступени жизненного цикла, переходя из одного мира в
другой, но все время сохраняет внутри себя плоды, которые он собрал при помощи
этих тел в каждом из трех миров. Вначале такой же бессознательный, как младенец
в своем земном теле, он дремал из жизни в жизнь, пока испытания, действовавшие
на него извне, не разбудили к деятельности некоторые из его скрытых сил;
постепенно он принимал все более и более участия в устроении своей жизни, пока,
достигнув зрелого возраста, не взял всю свою жизнь в собственные руки и не
принял на себя все увеличивающуюся ответственность за будущую судьбу свою.
Рост пребывающего тела (corps causal), которое вместе с божественным
сознанием образует Мыслителя, чрезвычайно медленен. Его техническое название —
"проводник закона причинности", потому что он собирает внутри себя результаты
всех пережитых опытов, а эти последние действуют как причины, созидающие
будущие жизни. Только одно это тело и сохраняется среди остальных тел человека,
которые действуют как проводники в течение различных воплощений; ментальное,
астральное и физическое тела строятся снова для каждой новой жизни; по мере
того, как каждое из них умирает, оно передает всю жатву жизни следующему за ним
телу, и таким образом все результаты жизни скопляются под конец в одном
"пребывающем" теле (corps causal).
Когда Мыслитель возвращается в новое воплощение, он высылает свои силы,
создавшиеся из всего пережитого опыта, последовательно в ментальный, астральный
и физический миры и облекается в одно тело за другим, соответственно своим
проявлениям в прошлом. Рост самого "пребывающего тела", как сказано, весьма
медленный, ибо оно может вибрировать только в ответ на воздействия, которые в
состоянии выражаться лишь в тончайшей субстанции, из какой оно само состоит,
вплетая их таким образом в самую ткань своего существа. Поэтому страсти,
которые играют такую большую роль на ранних ступенях человеческой эволюции, не
могут влиять непосредственно на его рост. Мыслитель может перерабатывать в себе
только те опыты, которые могут быть воспроизведены в вибрациях "пребывающего
тела" (corps causal), и последние должны принадлежать к ментальной области и
быть или высокоинтеллектуальными, или высоконравственными по своему характеру,
иначе тонкая субстанция этого тела не в состоянии ответно вибрировать на них.
Нетрудно, размышляя над этим, убедиться, как мало может обыкновенный человек
в своей обыденной жизни — дать материалов, пригодных для роста своего высшего
тела; отсюда и медленность эволюции и малые успехи человечества. Когда
Мыслитель вносит многое из себя самого в каждую последовательную жизнь, тогда
эволюция человека подвигается быстро. Упорство в дурных жизненных путях
действует косвенно на "пребывающее тело" и приносит более вреда, чем простое
замедление роста; слишком продолжительное упорство вызывает даже неспособность
отвечать на вибрации, создаваемые противоположными добрыми началами, и таким
образом происходит продолжительная остановка роста даже и после того, как
человек отказался от зла. Чтобы непосредственно вредить "пребывающему телу",
требуется зло высокоинтеллектуального и утонченного вида, то "духовное зло",
которое упоминается в различных Писаниях мировых религий. Это бывает, к счастью,
очень редко, так же редко, как и духовное добро, и встречается лишь среди
высокоразвитых душ, следуют ли они по правому или по левому Пути.
Правый, или Белый Путь тот, который ведет к ступени Адепта, посвятившего
себя служению миру; Левый, или Черный Путь тот, который тоже ведет к ступени
Адепта, но такого, который разрушает плоды эволюции и стремится к личным
эгоистическим целям.
Обитель Мыслителя, Вечного Человека, находится в пятом подразделении
ментальной сферы [Считая снизу, первый арупа (без формы субплан)]. Большая
часть человечества пребывает здесь, едва-едва пробужденная, все еще в периоде
младенчества. Мыслитель развивает свое сознание медленно, по мере того как его
энергия, действуя в низших мирах, собирает там разнообразный опыт, который она
вбирает в себя, чтобы возвратиться к Мыслителю нагруженной драгоценной жатвой
жизни. Этот Вечный Человек, индивидуализованное Божественное Я, является
действующим лицом в каждом теле, в которое он облечен; его-то присутствие и
дает это чувство "Я" одинаково и телу, и душе, то "Я", которое, будучи
|
|