|
движением невообразимой быстроты "просверливает дыры в пространстве" внутри
первичной девственной материи, и этот вихрь жизни, облеченный в тончайшую
оболочку из недифференцированной материи, и есть первичный атом; эти первичные
атомы и их агрегаты, распространенные по всей вселенной, образуют все
подразделения духа-материи высочайшей, или седьмой сферы.
Шестая сфера образуется благодаря тому, что некоторые из бесчисленных мириад
названных первичных атомов производят, со своей стороны, вихри (vortex) в
грубейших агрегатах материи своей собственной сферы, и такой первичный атом,
заключенный в спиральную окружность из грубейших комбинаций седьмой сферы,
становится тончайшей единицей духа-материи или первичным атомом шестой сферы.
Эти атомы шестой сферы и их бесконечные комбинации образуют подразделения
духа-материи шестой сферы. Атом шестой сферы, в свою очередь, вызывает вихревое
движение в грубейших агрегатах своей собственной сферы и, ограниченный стеною
этих грубейших агрегатов, становится тончайшей единицей духа-материи или
первичным атомом пятой сферы.
В свою очередь и эти атомы пятой сферы и их комбинации образуют
подразделения духа-материи пятой сферы. Тот же процесс повторяется при
последовательном образовании духа-материи четвертой, третьей, второй и первой
сферы. Таким образом возникают семь великих областей вселенной, поскольку дело
идет о их материальных составных частях. Более ясное представление о них
читатель получит по аналогии, когда мы овладеем видоизменениями духа-материи
нашего собственного физического мира [Читатель может быть скорее уяснит себе
наше изложение, если будет мыслить атомы 5-ой сферы как Atma, атомы 4-ой сферы
как Atma, заключенную в материю Buddhi; атомы 3-ей сферы как Atmа, заключенную
в материю Buddhi и Manas; атомы 2-ой сферы как Atma, облеченную в материю
Buddhi — Маnas — Kama; атомы самой низшей сферы как Atma, облеченную в
материю Buddhi — Manas — Kama и Sthula. Только наружные атомы деятельны, но и
внутреннее пребывает там же, хотя в скрытом виде, готовое вступить в деятельное
проявление, когда эволюционный процесс начнет подниматься по Восходящей линии].
Слово "дух-материя" употребляется преднамеренно. Оно должно указывать на тот
факт, что в мире нет такой вещи, как "мертвая" материя; вся материя живет,
тончайшие частицы ее суть жизни. Наука права, утверждая, что "нет силы без
материи, и нет материи без силы". То и другое соединено вместе в нерасторжимый
брак на протяжении всей жизни вселенной, и никто и ничто не может расторгнуть
этот союз. Материя есть форма, и нет формы, которая не служила бы выражением
для жизни; дух есть жизнь, и нет жизни, которая не была бы ограничена формой.
Даже Логос, верховный Владыка Жизни, проявляясь, облекается во Вселенную,
которая и служит для Него формой, и то же самое повторяется везде, вплоть до
мельчайшего атома.
Эта инволюция жизни Логоса как силы, одушевляющей каждую частицу материи, и
последовательное закутывание ее в материю каждой сферы, так что материалы
каждой из семи сфер вселенной заключают внутри себя, в скрытом состоянии, все
возможности (потенциальности) форм и сил всех сфер, как высших, так и их
собственной сферы, эти два фактора: инволюция жизни и скрытые возможности,
таящиеся в каждом атоме проявленной материи, обеспечивают эволюцию и дают
каждой ничтожной частице материи возможность, раз ее скрытые свойства
превратятся в активные силы, войти в состав самых высоких существований. В
действительности, идея эволюции может быть выражена в одной фразе — это скрытые
потенциальности, становящиеся активными силами.
Вторая великая волна эволюции, эволюция формы, и третья волна, эволюция
самосознания, будут рассмотрены в дальнейших главах этой книги. Эти три
эволюционных потока по отношению к развитию человечества можно определить так:
образование материалов, построение дома и рост обитателя дома, или, как сказано
выше, эволюция духа-материи, эволюция формы и эволюция самосознания. Если
читатель овладеет этой идеей, он найдет в ней ключ, который поможет ему
разобраться в запутанном лабиринте фактов.
Теперь мы можем обратиться к подробному рассмотрению физической сферы, той,
где протекает жизнь нашей земли и к которой принадлежат и наши тела.
Когда мы рассматриваем материалы, присущие этой сфере, нас поражает их
огромное разнообразие, неисчислимые различия в составах окружающих нас
минералов, растений, животных, которые все различаются по своим составным
частям: жестким или мягким, прозрачным или непрозрачным, хрупким или гибким,
горьким или сладким, приятным или неприятным, окрашенным или бесцветным. Из
всего этого смешения выделяются три подразделения материи как основная
классификация: материя твердая, жидкая и газообразная. Дальнейшее расследование
показывает, что все эти твердые, жидкие и газообразные вещества образуются из
комбинаций несравненно более простых тел, называемых химиками элементами, и что
эти элементы могут существовать в твердом, жидком и газообразном состоянии,
нисколько не изменяя при этом присущей им природы. Так, химический элемент
кислород является составной частью дерева и, в комбинации с другими элементами,
составляет твердое волокно дерева; он же, в соединении с другими элементами,
встречается в соке дерева как жидкость и в то же время существует сам по себе
как газ. Во всех трех состояниях это — все тот же кислород. Далее чистый
кислород может быть переведен из газообразного в жидкое, а из жидкого в твердое
состояние, оставаясь при этом тем же чистым кислородом, и то же самое относится
и ко всем другим элементам.
Таким образом, мы получим три подразделения или состояния материи в
физической сфере: твердое, жидкое и газообразное. Исследуя далее, мы находим
четвертое состояние — эфир, а более тщательное расследование открывает нам, что
эфир, в свою очередь, существует в четырех состояниях, столь же отличных одно
|
|