|
Запад после походов Александра Македонского. Но самое значительное
распространение во всем мире понятие кармы получило в результате британского
владычества в Индии, послужившего к «вывозу» из страны не только материальных,
но и духовных ценностей. Начиная с конца XIX века, идея кармы стала оказывать
существенное влияние на западную культуру, а позже слово «карма» прочно вошло в
словарь английского языка.
Для восприятия современных кармических теорий необходимо знать основные вехи,
отмечавшие путь понимания кармы древними индийцами. В их мире всегда работал
закон кармы, переосмысление которого позволяло видоизменять саму картину мира.
Веды
Древнейшими индийскими текстами являются четыре Веды, созданные пришедшими в
страну
ариями
в середине второго тысячелетия до новой эры. Они представляют собой собрания
гимнов, сложенных особым ритмическим размером и предназначенных для проведения
религиозных ритуалов. Исходным и важнейшим из них считается Ригведа, где
переданы основные знания об устройстве мира и способах взаимодействия с богами.
Карма.
Изначально в гимнах Ригведы словом «карма» обозначалось действие вообще, а
также действие ритуальное, сущностью и целью которого было жертвоприношение
богам. Четкой грани между людьми и богами не проводилось. Ведические боги, как
и люди, пребывали в круговороте перерождений и подвергались воздействию кармы.
Жертвы служили им «пищей», от которой в полном смысле зависело их существование
в мире людей. Во время всякого ритуала весь постижимый мир и населяющие его
боги творились в сознании человека заново, поэтому их призрачность или
реальность зависели от силы сознательной «кармической» деятельности человека. В
культовой практике проявлялось и неравенство людей. Более обильные
жертвоприношения расценивались как свидетельство большего благочестия и
обеспечивали милость богов и счастливую карму.
Кармаканда.
Сложный кармический ритуал (
кармаканда
), проводимый пришлыми
арийскими
священниками (
брахманами
), был направлен на очищение человека и создание особого пространства для
общения с богами. Он разительным образом противоречил культам иноверцев-шаманов,
которые тоже осуществляли контакт с божественными силами, но достигали его
посредством транса и одержимости духами. Карма в корне отличалась и от
распространенной среди местного индийского населения чистой преданности богу (
бхакти
), где важнейшим звеном, связующим человека с богом служила сама преданность,
достижимая одновременно как плод личных усилий и божий дар. Итак, для
большинства верующих индусов представление о карме поддерживало постоянную
связь с миром богов, но другим оно было совершенно незнакомо и просто ненужно.
Рай и ад.
Арийская концепция загробного мира представлена в более поздней «Ведической
книге мертвых», которая содержала выдержки из Гаруда Пураны и предназначалась
для тех, кому было сложно постичь ведические предания в полном объеме. Понятие
кармы присутствует здесь уже в значении воздаяния. Неисчерпанная карма не
исчезает даже через сотни миллионов лет, а существо, не испытавшее адских
мучений, не обретает вновь человеческого тела. Человек испытывает в
отвратительном аду все, что предписано ему судьбой. Богатство исчезнет из дома,
а родственники развеются на погребальном костре, но хорошая или плохая карма,
которую произвел человек, всегда остается с ним. Когда огонь разрушает его тело,
карма все равно сохраняется, и повсюду он страдает от ее последствий. Никто не
имеет родственных связей в этом изменчивом океане скорби. Человек рождается,
влекомый кармой, и снова уходит после ее истощения. Индивидуальные души подобны
искрам огня: их невежество не имеет начала, они изолированы друг от друга и
заключены в тела с помощью безначальной кармы. Они опутаны различными видами
добра и зла, дарующими соответственно счастье и несчастье; их жизнь ограничена,
а судьба определяется кармой.
Карма и рита.
Следует отметить, что в начале ХХ века в индологии существовало представление,
согласно которому учение о карме находится в Ведах в зачаточном состоянии в
виде понятия
|
|