|
История общества может быть раскрыта как история инновационно-культурных
изменений, которые влекут за собой трансформацию инновационной стратификации
общества по критерию отношения к новому (владения, использования, распоряжения
новым). Новое в обществе существует как вещь, идея и социальное отношение
(например, экономические, гендерные, межэтнические отношения). Вещный аспект
инновационной стратификации моделирует ее идеаторный и реляционный аспекты, но
не полностью. Рассмотрим подробнее именно вещный аспект инновационно-культурной
стратификации общества на уровне повседневности, т. е. рутинной, стандартной,
регулярно воспроизводимой деятельности.
В социологии сегодня принято выделять три типа (три сменяющие друг друга
стадии) отношения людей к вещам, хотя жесткого поименования этих типов нет. Я
бы назвал их благоговейно-общинным (1), потребительски-функциональным (2) и
стилистически-гармоническим (3). Первый тип характерен для традиционной
(дофабричной) ремесленной культуры, второй – для культуры индустриального
массового потребительского общества и третий тип – для общества
постиндустриального, “модернового”. Все три типа одновременно представлены и в
инновационно-культурной стратификации в современной России. При этом, нельзя
проводить жесткой корреляции между шкалами инновационной стратификации и
классической социальной стратификации. Некорректность такого сопоставления
обусловлена тем, что новое часто мимикрирует под старое (и наоборот), а вместе
с ним изменяется (качественно и количественно) и портрет социального
субъекта-носителя (владельца, пользователя, распорядителя) нового. В этом
смысле парвеню-собиратель антиквариата (старого?) - это все еще
потребительски-функциональный инновационно-культурный тип, а не человек,
преодолевающий таким образом стилистический дискомфорт повседневной жизни.
Благоговейно-общинное отношение к вещи, ее одухотворение, как характеристика
распространенного и сегодня жизненного типа, помещает такого человека (группу)
в консервативную стратификационную нишу. Вещи здесь накапливаются, берегутся,
передаются из поколения в поколение. За вещами ухаживают. Та или иная вещь
напрямую социально позиционирует своего владельца. Новое (в том числе и новая
вещь) в этой социальной среде (традиционное и раннеиндустриальное общество)
часто принципиально отторгается, и именно по социально-табуированным мотивам, а
не по неким эстетическим соображениям (классический пример – старообрядчество).
Община понимается здесь не как ближайшее окружение, а как некое более широкое
социально-историческое пространство, замкнутое в предании. В крайнем своем
проявлении – это человек-ретроград, а может быть и мракобес. Вместе с тем, роль
исторического и социального культуртрегера, своеобразного медиума в этом случае
берет на себя, как это часто и бывает, инновационно-культурный маргинал,
“выпавший из гнезда” отщепенец, фальсификатор, а именно тот, кто готов “не быть
здесь”, а пусть и “притворяться”, но “там”. Как говорил герой Мэтта Деймона в
фильме “Талантливый мистер Рипли”, - “лучше притворяться кем-то, чем быть
никем”. Именно этот тип-мистификатор носил в свое время манишку и накладные
манжеты, подделывал документы, картины, скульптуры. По свидетельству Дж. Вазари
в подобную авантюру был втянут и молодой флорентинец, закопавший собственное
творение в землю, а потом счастливо нашедший “античную” скульптуру и выгодно
продавший ее в Риме. Молодого человека звали Микеланджело Буонарроти, а
скульптуру “Спящий купидон”.[1]
Потребительски-функциональное отношение к новой вещи в массовой
повседневности знаменуется отказом от благоговения перед ней. Новинки с
калейдоскопической быстротой сменяют друг друга. Отношение к вещам становится
ситуативным. Все более распространенными оказываются одноразовые вещи,
одноразовые связи, одноразовые люди… В этом обществе массового потребления
патологический тип – не фанатик-собиратель старины, а тот, кто все “дни нашей
жизни” проводит в бесконечной погоне за новинками. Модельный тип – “просто
мещанин”.
Стилистически-гармоническое отношение к новой вещи предполагает ее
использование в единстве функционально-потребительских,
эргономически-экологических и эстетических характеристик в гармонии с социумом.
Этот тип все более полно и широко связан с проявляющейся тенденцией
“развеществления” жизни.[2]. Модельный тип здесь – заядлый автомобилист,
пересевший на велосипед в Брюсселе. Патологический тип – эстетствующий сибарит,
заменивший стилем жизни саму жизнь.
Список литературы
1. Дж. Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих
эпохи Возрождения. М., 1992.
2. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.
|
|