Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Инноватика :: А.А ПОСКРЯКОВ :: ИННОВАЦИОННЫЙ <КУЛЬТУРГЕШТАЛЬТ>: СТРУКТУРА И ДИНАМИКА
 [Весь Текст]
Страница: из 1
  
 
А.А. ПОСКРЯКОВ
Московский государственный инженерно-физический институт
(технический университет)

ИННОВАЦИОННЫЙ «КУЛЬТУРГЕШТАЛЬТ»: 
СТРУКТУРА И ДИНАМИКА

 «Нет ни прошлого, ни будущего, 
ни настоящего – всё в одном, одно во всём». 
Сэн-Цань, японский поэт, 7 век от Р.Х.

  1. Всякий объект (предмет), подверженный изменению (инновации) со стороны 
социального субъекта, структурно можно представить как состоящий из трех 
взаимообусловленных компонентов, образующих некий динамический инновационный 
«культургештальт»: из старого (прошлого), современного (настоящего) и нового 
(будущего), взятых в их целостном единстве. При этом старое отражает 
традиционные, консервативные, устойчивые элементы (свойства, тенденции, 
отношения) объекта. Новое же, при прочих равных условиях, отражает те элементы 
объекта, которые повышают (или понижают) его функциональность (адаптивность) в 
динамически изменчивой социокультурной среде, т.е. в некоем культурно 
(исторически) значимом пространственно-временном континууме. Современное же 
оказывается связующим звеном между новым и старым, и, наряду со старым, 
обеспечивает преемственность в процессе функционирования и развития объекта. 
  2. Традиционное и инновационное принято считать двумя сторонами одной 
«медали» - культуры. Именно в традициях (религиозных, научных, художественных, 
политических, бытовых и других) многообразные элементы культурного наследия – 
всевозможные ценности, нормы, обычаи, идеи, мифы, обряды, фольклор и т.д. - 
сохраняются и передаются от одного поколения к другому. Сама по себе инновация 
возникнуть не может – даже в качестве радикального «отрицания» (нигилизма) она 
вырастает на фундаменте традиции. Иными словами, всякая инновация генетически 
связана с традицией, вбирает ее в себя. Инновационное проектирование, которое 
пренебрегает этим принципом, рано или поздно терпит фиаско. 
  3. Это обстоятельство тем более важно иметь в виду, что в сугубо внешних 
своих проявлениях новое всегда разрушительно по отношению к старому. Кроме того,
 новое, как правило, агрессивно и не способно адаптироваться к той части 
системы, альтернативой которой оно является. Поэтому, для того чтобы, так или 
иначе, реализовать себя, новое может (и часто вынуждено) мимикрировать 
(маскироваться) под старое или, в крайнем случае, под современное.
  4. Очевидно также, что старое практически не способно адаптироваться к новому 
без помощи современного. Именно современное призвано обеспечивать эволюционное 
развитие изменяющейся структуры. Поскольку современное – это как бы «новое 
недавнего прошлого», постольку оно находится в состоянии нарастающей адаптации 
к нынешней структуре. В то же время современное – это «новое, становящееся 
старым». Из этих определений можно выстроить своеобразную шкалу для всех 
инновационно-культурных (социальных) процессов, ибо всякий социум – это 
определённое пропорциональное сочетание указанных сторон, каждое общество имеет 
некоторую меру в этом сочетании. 
  5. Инновационные изменения самой сложной техники осуществляют люди, которые 
также должны изменяться. Образно говоря, людям, как и компьютерам, необходим 
постоянный upgrade, но, как заметил еще Виктор Гюго, «чтобы изменить человека, 
нужно начать с его бабушки». Тем паче, что современная техноцивилизация в 
некоторых своих тенденциях имеет очевидные гуманитарные ограничения. Так, 
например, даже самые новейшие технические знания, хотя и могут передаваться 
достаточно легко, тем не менее часто оказываются бесполезными без 
соответствующего опыта и культуры получателя этих знаний, т. е. вне глубоких 
культурных традиций. В то же время, и в самом процессе передачи знаний выявлен 
своеобразный парадокс профессионального ноу-хау: чем более компетентным 
становится специалист, тем менее он способен описать те знания, которые 
используются им для решения профессиональных задач. [1] В этом смысле 
современные профессиональные ноу-хау аналогичны «цеховым секретам» 
средневековых мастеров – их нельзя записать как рецепт, нельзя 
«законспектировать». Чтобы понять их глубинную суть (часто невербализуемую), 
необходимо «с младых ногтей» проработать «подмастерьем» 10-15 лет, т.е. 
овладеть в совместной с Мастером профессиональной деятельности скрытым 
(подспудным) инновационным «культургештальтом». Иными словами, речь идет об 
овладении профессией как искусством. В искусстве же, как известно, «правит бал» 
Его Величество Вкус. Человек вкуса (в любой сфере) – это тот, кто знает секрет 
пропорций (секрет гармонии). В данном контексте – тот, кто постиг гармонию 
нового, современного и старого.  
Список литературы
1. См.: Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х тт. Спб., 1998. Т. 1. С. 228.
     


 
 [Весь Текст]
Страница: из 1