|
ожество ран, бросили его, а сами бежали. Дарий умер раньше, чем его увидел
Александр (Арриан: 3; 19-21).
Бесс же ускользнул от Александра вместе с Набарзаном и многими другими и
добрался до Бактрии. Здесь он стал призывать народ к защите своей свободы. При
этом Бесс указывал, что сама их земля во многом будет им помощницей: она
недоступна, и населения в ней достаточно, чтобы приобрести независимость. Он
заявил, что будет предводителем на войне, уговорил народ и объявил себя царем;
набрал солдат, заготовил много оружия и ревностно занялся тем, что насущно
требовалось в данный момент.
Между тем Александр видел, что македонцы рвутся домой, считая, что со смертью
Дария война закончена. Собрав их всех и воодушевив подходящей речью, он
уговорил
их продолжать поход. Воинов из союзных греческих городов Александр созвал
отдельно, поблагодарил за то, что они сделали, и отпустил, подарив каждому
всаднику по одному таланту и каждому пехотинцу по 10 мин. Кроме того, он
выплатил причитающееся им жалование, добавив к нему плату за все время, какое
они пробудут на возвратном пути домой. Тем же, кто предпочел остаться вместе с
царем, он выдал каждому по три таланта. Так богато одарил он воинов потому, что,
преследуя Дария, захватил много денег.
Устроив таким образом свои дела, Александр отправился в Гир-канию и завладел
всеми городами этой страны вплоть до Каспийского моря. Вслед за Гирканией
македонцам покорились и смежные с ней племена. Многие из военачальников,
бежавших к Дарию, сами сдались ему. Милостиво обойдясь с ними, он прославился
своим великодушием. Вскоре эллинские наемники, служившие в войске Дария, - а их
было около полутора тысяч и они отличались своим мужеством - пришли к
Александру
с повинной, получили прощение и были зачислены в его полки с тем же жалованием
(Диодор: 17; 74- 76).
Из Гиркании Александр пошел в Задракарты, самый большой город Гиркании, где
находился царский дворец. Проведя там 15 дней, он двинулся дальше и вторгся в
Парфию, а оттуда к границам Арии. В Сузию, столицу Арии, к нему явился
Сатибарзан, сатрап этой страны. Александр оставил ему его сатрапию, но послал с
ним небольшой отряд македонцев (Арриан: 3; 25).
Именно в это время Александр стал исподволь вводить у себя персидские обычаи.
Сначала он завел во дворце жезлоносцев и поставил на эту должность уроженцев
Азии, затем сделал своими телохранителями виднейших персов (Диодор: 17; 77).
Еще
находясь в Парфии, он как-то на досуге впервые надел варварскую одежду. Может
быть, он хотел только приобщиться к местным нравам - принятие того, к чему люди
привыкли и с чем сроднились, весьма способствует их умиротворению, - может быть,
он незаметно пытался внушить македонцам мысль о том, что ему, как и персидскому
царю, подобает кланяться в ноги, и постепенно приучал их мириться с переменой в
образе жизни. Однако он, не принял целиком персидского облика: не надел ни
штанов, ни верхней одежды с рукавами, ни тиары, но устроил себе что-то среднее
между персидской и македонской одеждой: она была скромнее первой и пышнее
второй. Он надевал ее сначала только дома, принимая варваров и друзей, а затем
стал появляться в таком виде на людях и на больших приемах. Македонцев огорчало
это зрелище, но, чтя доблесть царя, они рассуждали так: ему следует иногда
уступать в том, что доставляет ему удовольствие и служит его славе (Плутарх:
"Александр"; 45). Видя это, Александр стал действовать более смело. По примеру
Дария он окружил себя наложницами; их было не меньше, чем дней в году, и они
отличались красотой, так как были выбраны из всех азиатских женщин. Каждый
вечер
они становились вокруг царского ложа, чтобы он мог выбрать ту, которая проведет
с ним ночь (Диодор: 17; 77). А чтобы не показалось, будто только он один
опустился до порочной жизни тех, кто был побежден его армией, Александр
позволил
также и своим воинам брать в жены тех пленных женщин, с которыми они были в
связи, полагая, что у солдат будет меньше желания вернуться на родину, если в
лагере они почувствуют некоторое подобие домашнего очага и семейной обстановки
(Юс-тин: 12; 4).
Чем дальше, тем более Александр усваивал местный образ жизни; коренных же
обитателей приучал к обычаям македонским. Он считал, что во время его
длительного отсутствия все устроится лучше без насилия, путем дружественного
общения и взаимного приспособления. Потому он отобрал 30 000 мальчиков и велел
у
|
|