|
овое орудие древнего разбойника. Как и в случае с другими древними
инструментами, дубинка сохранила свое ритуальное назначение и после того,
как ее боевая функция перешла к другим, более современным орудиям. Кроме
того, дубинка продолжала использоваться в качестве орудия крестьянами и
пастухами. Так, румынские крестьяне применяли ее на протяжении всего
Средневековья вплоть до новых времен. Даже сегодня она используется в
молодецких играх (calugarii), в которых заметны следы инициативных ритуалов.
Отметим еще одно пересечение между иранцами и даками. По традиции,
переданной в Шах-наме, на персидском знамени было изображение волка.
Настенное изображение в Туркестане воспроизводит флаг с изображением волка
или дракона с волчьей головой. В партскую эпоху на северо-западе Ирана и в
Армении привилегированные подразделения армии назывались "драконами" и
носили знамена в форме дракона. Также известно, что на знамени даков было
изображение волка с головой дракона. Вполне возможно, что изображение draco
на знаменах римской армии времен поздней империи возникло под влиянием
партов или даков.
Напомним, что дракон присутствует и на знаменах германцев. Кроме того,
волк изображен на скипетре, обнаруженном на "shipburial" (кладбище кораблей)
в Саттон Ху: он символизировал легендарного предка королевской фамилии.
Добавим, что в германской ономастике очень распространена тема Wulf-Wolf.
Если принять во внимание все
остальные контексты, в которых волк играет важную роль в германской
мифологии и ритуалах (berserkir, Mannerbunde, вурдалаки и др.), можно
заключить, что хотя этот религиозный комплекс и общего индоевропейского
происхождения, прямые параллели прослеживаются между иранцами, траками и
германцами. Добавим к этому, что знамена с изображением волчьей головы
засвидетельствованы у Ту-Кью, ответвлении племен Хьонг-Ну. Они верили, что
ведут свой род от мифической волчицы. Каждый год вождь племени Ту-Кью
приносил жертву Волчице в пещере, где она, по преданию, разрешилась от
бремени. Члены охраны правящего рода назывались "волками" и во время
сражения носили знамя с позолоченным изображением волчицы. Как мы сказали,
миф о происхождении рода от волчицы или волка был широко распространен у
турецко-татарских народов. Этот факт важен для понимания единой основы
различных религиозных концепций, рассмотренных в этой главе.
"ДАКИ" - ВОИНСКОЕ БРАТСТВО
Возвращаясь к дакам, можно предположить, что их этническое наименование
происходит, в конечном счете, от ритуального эпитета одного из воинских
братств. Этапы процесса, в результате которого ритуальное групповое имя
стало именем целого народа, нам неизвестны. (Впрочем, мы так же мало знаем и
о других европейских племенах, носивших имя волка). Однако мы можем
предложить две гипотезы: 1) благодаря огваге и свирепости юношей, проходящих
обряд инициации, их ритуальный эпитет - "волки" -был перенесен на все племя;
2) ритуальное имя группы молодых пришельцев-завоевателей было усвоено
побежденными аборигенами. В последнем случае можно предположить, что эти
завоеватели стали затем военной аристократией и ведущим классом. На
настоящей стадии исследований трудно оказать предпочтение той или иной
версии. Однако очевидно, что потребовалось значительное время, прежде чем
ритуальное имя группы преобразовалось в имя народа. Если принять во внимание
первую гипотезу, прозвище маленького племени могло распространиться и на
соседние племена по мере того, как выкристаллизовывались более широкие
политические организации. Во втором случае необходимо учитывать симбиоз
победителей-пришельцев и покоренных местных жителей - процесс более или
менее продолжительный, и завершившийся фатальной ассимиляцией пришельцев.
Каково бы ни было происхождение эпонима - ритуальный эпитет молодых
воинов или прозвище группы завоевателей, - даки несомненно знали о
взаимосвязи волка и войны: доказательством тому служит изображение на их
знаменах. Поначалу имя "даки" относилось к одному из фракийских племен на
северо-западе Дакии (Страбон). Имя же "геты" было более распространенным от
Балкан до Днестра (где проживали тирогеты), в то время как имя "даки" чаще
встречалось на северо-западе, западе и юге (Дакидава на северо-западе Дакии,
даурсы в Далмации, даойи и диойи в Родопи и т. д.). Имя "даки",
использованное латинскими авторами, чаще применялось в период Буребисты и
Децебала, когда единство и политическая организация страны достигли апогея и
когда, по словам Страбона, дакийская армия могла мобилизовать 200000
человек. Ритуальное военное прозвище окончательно закрепилось в момент
максимальной политической и военной экспансии регата. Это был триумф молодых
"полков". Юлий Цезарь хорошо понимал опасность, которую представляла эта
новая военная сила, и незадолго до своей насильственной смерти, приступил к
подготовке к войне против "волков" на Дунае.
Пырван полагал, что имя даков (как, впрочем, и гетов) было скифским;
иными словами, оно перешло от иранских завоевателей к фракийскому населению
Карпат. Версия скифского происхождения имени даков хотя и любопытна, однако,
на наш взгляд, малодоказательна. Как мы показали, корень "dhau" - "душить" -
встречается во фригийском имени волка "daos". Топонимика Дакии сохранила
ярко выраженный фракийский элемент даже в районах, заселенных скифами.
Впрочем, характерная фракийско-фригийская ономастика на севере Черного моря,
там, где скифы расселились в 8 веке, как нельзя лучше доказывает феномен
сохранения аутохтонного элемента в условиях власти иранского военного
меньшинс
|
|