|
сти какого-то
более древнего оригинала, принадлежащего до печатному времени, то приходится
заключить, что он был распространен от Кёнигсберга до Владимирской губернии,
если не далее, и потому нельзя понять, каким образом в такие отдаленные и не
связанные друг с другом его остатки не вошло несравненно более значительных
изменений текста. И вот приходится заключить, что и Троице-Сергиевский
анонимный подражатель, и суздальский монах Лаврентий пользовались уже
сравнительно широко разошедшимся изданием 1767 года, и тексты эти написаны в
конце XVIII века, незадолго до того, как были открыты усердными искателями
старинных рукописей вроде Мусина-Пушкина... Этим объясняется и то, что ни один
из них не ограничивается 1206 годом, каким оканчивается Радзивиловский список,
а летописание продолжается далее... И вот, дальнейшее продолжение в каждом
списке не повторяется в других списках... Ни одного общего слова, как и следует
быть в независимо составленных записях даже об одном и том же событии» [547].
Добавим к мнению Морозова еще один аргумент. Выше мы уже говорили, что все
известные списки Повести временных лет написаны на бумаге с одной и той же
филигранью: «голова быка» и ее вариациями [716], с. 3—5. Что косвенно
подтверждает гипотезу Морозова о том, что все они изготовлены в одном и том же
месте. Вряд ли случайно, что эти летописи с одной стороны практически дословно
совпадают, а с другой — написаны на одной и той же бумаге с одними и теми же
филигранями. Похоже, изготовлены они были просто в одной мастерской. В
Кёнигсберге?
Итак, мы получаем три вывода.
1. Мы располагаем единственным текстом, с незначительными вариациями,
описывающим события древнерусской истории до 1206 года. Напомним, что эта
древнейшая эпоха в русской истории известна как «Киевская Русь». (В
миллеровской версии древний Киев потерял свое значение как столица в 1238 году,
когда он был взят Батыем.)
2.Этот текст существует сегодня в списках, созданных, скорее всего, не ранее
XVIII века. Важно, что до этого времени никаких упоминаний о Повести временных
лет русские источники не содержат. По-видимому, в начале XVII века этот текст
был еще неизвестен.
3.Все известные нам сегодня списки Повести временных лет, по-видимому, были
написаны В ОДНО И ТО ЖЕ ВРЕМЯ - в конце XVII или в XVIII веке, - В ОДНОМ И ТОМ
ЖЕ МЕСТЕ.
6. Времена меняются, а скорость издания русских летописей — нет.
Издание «Полного собрания русских летописей» началось ещё в 1841 году [797], с
1028. За 80 лет, с 1841 по 1921 год, было издано 24 тома. Затем наступил
27-летний перерыв, до 49 года. После чего издание возобновилось. К настоящему
времени из печати вышел 39-й том. Прямо скажем немного.
При этом, несмотря на то, что издание продолжается уже более СТА ПЯТИДЕСЯТИ ЛЕТ,
многие русские летописи до сих пор не изданы. Неизданной остается Новгородская
Карамзинская летопись, о чем сказано в [634], с. 540. Не издан грандиозный
Лицевой летописный свод, обычно датируемый XVI веком. Его объем — 9 тысяч
листов. Он охватывает период, от сотворения мира до 1567 года [797], с 718. Там,
в частное содержится 16 ТЫСЯЧ прекрасных миниатюр, мизерная часть которых
часто воспроизводится, а остальные — нет. Ссылок а Лицевой свод много, однако
ПОЛНОГО ИЗДАНИЯ НЕТ ДО СИХ ПОР.
Кстати, считаемая за «древнейшую» Радзивиловская летопись была издана лишь в
38-м томе ПСРЛ в 1989 году. Напоним - издание ПСРЛ началось в 1841-м! ОТКУДА
ТАКАЯ ЗАГАДОЧНАЯ НЕТОРОПЛИВОСТЬ С ПУБЛИКАЦИЕЙ РУССКИХ ЛЕТОПИСЕЙ?
В мае 2006 года в печати появились сведения о том, что факсимильное издание
Лицевого Свода осуществляется фирмой «Актеон» (Москва). Прекрасное начинание!
Сделаем еще одно замечание о до сих пор не изданном Лицевом своде. Ниже мы
расскажем, что некоторые якобы «древнейшие» русские летописи изготовлены,
скорее всего, XVIII веке. Это обстоятельство заставляет по-новому взглянуть на
место Лицевого свода в ряду русских летописей. Возможно, он был изготовлен еще
в XVII веке и представляет собой ПЕРВЫЙ вариант русской истории, написанный по
заказу Романовых. В таком случае он является не одной из последней, наоборот,
САМОЙ ПЕРВОЙ из сохранившихся до наша времени русских летописей.
7. Традиционная схема древнерусской истории!
В этом справочном разделе мы напомним хронологию и основные вехи той версии
древнерусской истории, которая Я шла из-под пера Миллера и его коллег (мы
приводим здесь их датировки). Наши датировки, о которых речь пойдет в следующих
главах, будут другими.
7.1. Первый период: от глубокой древности до середины IX века н.э.
Повесть временных лет открывается кратким разделом, повествующим о библейской
истории, начиная от потопа и кончая византийским императором Михаилом. Сегодня
считается, что он правил в середине IX века н. э. В этом кратком вводно
|
|