|
полосы полного затмения расположена достаточно широкая полоса
полутени,
в которой затмение видно как частичное. На рис.1.41 двумя черными кружками на
оси
затмения отмечены города Владимир и Казань. Еще одним кружком внизу отмечен
Царь-
Град.
Подчеркнем важное обстоятельство. Данное затмение 1185 года произошло очень
близко
к тому месту на небе, где около 1150 года вспыхнула Вифлеемская звезда, см.
выше. Оба
события произошли в одном и том же созвездии Тельца, см. рис.1.42 и рис.1.43 .
На рисунках мы отметили звездочкой место вспышки Вифлеемской звезды, а черным
кружком - место на небосводе, где произошло полное солнечное затмение 1185 года.
Не исключено, что вспышка сверхновой звезды еще была видна на небе в 1185 году
(прошло всего лишь тридцать лет). Но даже если она уже потухла, место ее
появления на
небе должно быть свежо в памяти людей. Уже само это обстоятельство должно было
связать в умах людей затмение 1185 года с Христом. К тому же затмение произошло
вскоре после распятия. А именно, от конца марта до 1 мая прошел всего лишь
месяц. А
поскольку затмение было видно не в Царь-Граде, а во Владимиро-Суздальской Руси
и на
средней Волге, то оно, вполне вероятно, совпало по времени с приходом на Русь
известий
о распятии Христа в Царь-Граде. Поэтому для жителей Владимиро-Суздальской Руси
затмение 1 мая 1185 года могло совместиться с распятием. Что впоследствии
отразилось и
в Евангелиях. Отметим, что в те времена известие о казни из Царь-Града во
Владимиро-
Суздальскую Русь могло идти примерно месяц.
Затмение 1 мая 1185 года было отмечено в русских летописях. Сохранились записи
наблюдателей, находившихся около рек Донца и Оскола (где затмение было частным).
Под 1185 годом В.Н.Татищев сообщает: <<На вечер же мая 1-го дня увидели
затмение
солнечное, которого осталась часть, как луна третьего дня... И сказал (князь
Игорь - Авт.)
вельможам своим: "Видите ли сие?". Они же, ужаснувшись, опустили головы и
сказали
ему: "Сие знамение не на добро есть">> [832:1], т.2, с.408-409.
В Евангелиях правильно сказано, что затмение было послеполуденным: "было же
около
шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло
солнце"
(Лука 23:44). Поясним, что шестой час дня раньше мог означать полдень, если
время
считали от рассвета. Известно, что в древности такой способ широко применялся,
см.
книгу "Библейская Русь", гл.19.
В книге "Методы", гл.2:1.1, уже отмечалось, что комментаторы Евангелий
неоднократно
высказывали следующее недоумение. Как согласовать сообщение евангелистов о
солнечном затмении - "померкло солнце" - с тем, что "тьма длилась", по их же
словам,
около трех часов. Ведь обычное солнечное затмение наблюдается в каждом
конкретном
пункте не более нескольких минут. Естественное объяснение предложил Андрей
Немоевский. Он писал: <<Мы знаем, что солнечное затмение "над всей страной" не
может
длиться три часа. Оно могло продолжаться самое большее 4-8 минут. Евангелисты,
видимо, обладавшие астрономическими познаниями, не могли сказать и, конечно, не
сказали подобной бессмыслицы... У Луки (XXIII, 44)... у Марка (XV, 33) мы
читаем... у
Матфея (XXVII, 45)... "НАД ВСЕЙ ЗЕМЛЕЙ", что действительно может длиться
несколько часов. ВСЕ солнечное затмение 6 мая 1883 г. продолжалось 5 часов и 5
минут,
но ПОЛНОЕ затмение длилось 3 часа и 5 минут, т.е. как раз столько времени,
сколько
указано в Евангелиях>> [576], с.231.
Итак, скорее всего, евангелисты в качестве ТРЕХ часов назвали не
продолжительность
"наступления тьмы" в какой-то отдельной точке земной поверхности, А ПОЛНОЕ
ВРЕМЯ
ДВИЖЕНИЯ ЛУННОЙ ТЕНИ ПО ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ. Три часа лунная тень
чертила длинную полосу "по всей земле", внутри которой "наступала тьма".
Недаром же
евангелисты употребили здесь выражение "ПО ВСЕ
|
|