|
щин, и детей.
Точное число их неизвестно, но счет шел на многие тысячи.
Иван решил добиться от бывшего митрополита Филиппа Колычева, сидевшего под
Тверью в Отроче монастыре, благословения похода против Новгорода и послал к
нему Малюту Скуратова-Вельского – первого палача и садиста. Филипп отказался
благословить поход, и Малюта задушил его. Это произо-шло 23 декабря 1569 года.
А 2 января 1570 года передовой опричный полк подошел к Новгороду. Основные
силы были еще в пути, когда опричники опечатали казну в монастырях, церквях и
богатых домах. Через четыре дня к городу подошел и сам царь, решивший в
воскресенье 8 января торжественно вступить в город.
В назначенный час архиепископ Пимен, главный враг Филиппа Колычева, встретил
царя на мосту через Волхов. Он шел во главе группы священников, держа в руке
«животворящий крест Господень».
Царь должен был поцеловать крест, но он к кресту не подошел, а вместо этого
закричал: «Ты не пастырь, а волк и хищник, и губитель, и в руках у тебя не
крест, а оружие, и ты, злочестивый, хочешь вместе со своими единомышленниками
передать Великий Новгород польскому королю».
«Таковая яростная словеса изглаголав», писал летописец, царь Иван все же
пошел вместе с архиепископом и опричниками в собор Святой Софии на богослужение,
а потом в трапезную палату архиепископского дворца.
Там царь и опричники наелись и напились, после этого Иван крикнул: «Гойда!»
– и по этому сигналу его приспешники кинулись на беззащитных, безоружных
новгородцев, тут же перенеся погром на улицы города. Людей обливали горючей
смесью, кидали под лед, разрывали на части лошадьми, сажали на кол и рубили
руки, ноги и головы.
Погром продолжался с 8 января по 13 февраля с утра до ночи, и убито было
около 15 тысяч человек. Архиепископа Пимена Иван оставил в живых, но сорвал с
него облачение, переодел в скоморошью одежду и велел влезть на лошадь с гуслями
в руках.
Пимена увезли в Москву, а оттуда отправили в Веневский монастырь, где он
через год и умер.
Кроме того что город был залит кровью, он был и начисто разграблен. Опричник
Генрих Штеден писал, что, когда он входил в Новгород, у него был всего лишь
один конь, а из похода он вернулся с сорока девятью лошадьми, из них двадцать
две были запряжены в сани, полные всякого добра.
Из Новгорода опричное войско пошло на Псков, но там Иван ограничился казнями
нескольких десятков человек и, ограбив монастыри и многих горожан, вернулся в
Александровскую слободу.
Что же изменило нрав убийцы? Почему кровожадное чудовище ушло из Пскова, не
растерзав его жителей?
Секрет оказался простым: царь испугался Божьей кары, которую пообещал ему
местный юродивый.
Псковский юродивый Николка-Христа ради
Иван Васильевич был суеверным трусом, боявшимся смерти от ножа или яда,
наговора или колдовства.
В центре Пскова, на площади местного кремля, который в Пскове назывался
Кромой, навстречу царю вышел знаменитый на весь город юродивый
Николка-Христа-ради, известный своим бесстрашием и прозорливостью. Горожане
считали его не просто божьим человеком, но провидцем и предрекателем.
Остановившись против царя, Николка крикнул:
– Ежели не оставишь Псков в покое – ждут тебя великие несчастья!
Царь испугался и, не говоря ни слова, отъехал от юродивого. И вдруг пал под
ним конь, жеребец дивной красоты и прекрасных статей.
Этого для Ивана было довольно: он бежал из Пскова, не решившись испытывать
судьбу дальше.
Царская невеста
Следующие месяцы прошли в беспрерывных набегах опричников на города и села,
усадьбы и деревни земщины. Грабежи, убийства, насилие и пожары повсюду
сопровождали царя и присных его на их страшном пути.
К этому времени Иван стал уже полусумасшедшим. Он приходил в необузданную
ярость по малейшему поводу, а то и без всякой причины. Он бился в падучей, на
губах у него выступала пена, глаза закатывались. Он хрипел, потом загнанно
дышал и в конце концов затихал, впадая в тяжелый сон.
Намеренно не женясь, Иван проводил дни и ночи среди сонма наложниц, которые
носили его от стола в баню, а из бани в опочивальню.
Иван обрюзг, лицо его пожелтело, и это случилось с ним, когда было ему всего
сорок лет.
Наконец в голову Ивана, неизвестно почему, пришла мысль сыграть еще одну
свадьбу.
И снова были смотрины. Согбенный, облысевший, опирающийся на посох, Иван
обходил ряды невест – молодых, ядреных, крепкотелых, пышущих здоровьем – и,
точно коршун, выискивал себе добычу.
Наконец жених остановился.
– Как звать тебя? – спросил он девушку, понравившуюся ему более всех.
– Марфа Собакина, – ответила девушка.
Царь велел объявить, что царицею Московской называет он боярышню Марфу
Васильевну Собакину, дальнюю родственницу Малюты Скуратова. Это значило, что ее
отец – простой коломенский дворянин – становится боярином, а вслед за тем три
брата царской невесты были объявлены окольничими.
28 октября Ивана и Марфу венчали в Троицком соборе Александровской слобо
|
|