|
зил России, даже возвеличил
оную, и после Иоанна еще казался достойным самодержавия.
Василий стоит с честию в памятниках нашей истории между двумя великими
характерами, Иоаннами III и IV, и не затмевается их сиянием для глаз
наблюдателя; уступая им в редких природных дарованиях – первому в обширном,
плодотворном уме государственном, второму в силе душевной, в особенной живости
разума и воображения, опасной без твердых правил добродетели, – он шел путем,
указанным ему мудростию отца, не устранился, двигался вперед шагами,
размеренными благоразумием, без порывов страсти и приблизился к цели, к величию
России, не оставив преемникам ни обязанности, ни славы исправлять его ошибки;
был не гением, но добрым правителем; любил государство более собственного
великого имени и в сем отношении достоин истинной, вечной хвалы, которую не
многие венценосцы заслуживают. Иоанны III творят, Иоанны IV прославляют и
нередко губят; Василии сохраняют, утверждают державы и даются тем народам, коих
долговременное бытие и целость угодны провидению.
Василий имел наружность благородную, стан величественный, лицо миловидное,
взор проницательный, но не строгий; казался и был действительно более
мягкосердечен, нежели суров, по тогдашнему времени. Читая письма его к Елене,
видим нежность супруга и отца, который, будучи в разлуке с женою и с детьми,
непрестанно обращается к ним в мыслях, изъясняемых простыми словами, но
внушаемыми только чувствительным сердцем. Рожденный в век еще грубый и в
самодержавии новом, для коего строгость необходима, Василий по своему характеру
искал середины между жестокостию ужасною и слабостию вредною: наказывал вельмож,
и самых ближних, но часто и миловал, забывал вины. Умный боярин Беклемишев
[Иван Никитич] заслужил его гнев; удаленный от двора, жаловался на великого
князя с нескромною досадою; находил в нем пороки и предсказывал несчастия для
государства. Беклемишева судили, уличили в дерзости и казнили смертию на
Москве-реке; а дьяку Федору Жареному отрезали язык за лживые слова,
оскорбительные для государевой чести. Тогда не отличали слов от дел и думали,
что государь, как земной Бог, может наказывать людей и за самые мысли, ему
противные! Опасались милосердия в таких случаях, где святая особа венценосца
могла унизиться в народном мнении; боялись, чтобы вина отпускаемая не
показалась народу виною малою».
|
|