|
ногих русских ремесло денежных менял,
искусство сбора податей, дела мытные да ростовщические.
Следует иметь в виду, что иноземная колония в Москве была тогда очень
невелика. Если не считать служилых татар и выходцев из Литвы и Польши, несших
чаще всего военную службу, то представителей других народов можно было
перечесть по пальцам.
Приезжавшие и уезжавшие купцы оказывались в Москве ненадолго и, распродав
привезенный товар, а затем купив новый, отправлялись каждый своей дорогой.
При дворе великого князя оставались служить мастера Монетного двора и
Оружейной палаты – чаще всего немцы и итальянцы, врачи и аптекари – немцы и
евреи, переводчики-толмачи – люди разных наций, и государевы зодчие – чаще
всего «фрязи», выходцы из «Фряжской страны» – Италии.
Все эти люди, кроме евреев, были католиками, и русские, называя их «латыне»,
хотя и видели на них крест, христианами их не признавали, ибо кроме
православных греков и южных славян не было для русских истинных христиан.
А греки – и из Византии, и с Пелопонесса – оказались мастерами на все руки и
потому стали своими среди всех: и русских и иноземцев.
Софья Фоминична вскоре после приезда стала недужить близорукостью и худо
слышать, и они, ее слуги, стали для своей госпожи и глазами ее и ушами. И
благодаря им никто во всем государстве Московском не знал больше, чем она.
Вскоре всезнающие и вездесущие слуги стали рассказывать Софье Фоминичне о
приближенных великого князя, о первых сановниках государства – администраторах
и воеводах.
И почти сразу отметила она среди московских бояр знатных, богатых и
многочисленных потомков тогда уже легендарного вельможи Андрея Ивановича Кобылы,
появившегося в Москве за два века до нее, и коих звали теперь Захарьиными или
же по-старому – Кошкиными.
Знакомство с Захарьиными-Юрьевыми – будущими Романовыми
А когда Софья перезнакомилась со всеми важнейшими сановниками, узнала она и
то, что, по семейному преданию, были они выходцами из «прусской земли», откуда
вели свою родословную многие знатные русские фамилии. Чаще это было чистым
баснословием, иногда же – полуправдой и крайне редко – истиной.
Захарьины-Кошкины считали основателем своего рода Андрея Ивановича,
прозванного Кобылой, откуда и потомки его в стародавние времена стали известны
как Кобылины. Андрей Иванович Кобыла оставил пять сыновей, младший из которых –
Федор носил прозвище Кошка, его же дети назывались Кошкиными. Почему? Потому
что у Чудского озера стояли два городка и один из них назывался Кобылин, а
второй – Кошкин. И тогда имена Кобылы и Кошки следует производить не от прозвищ,
а от названий принадлежащих им городов, так же как и в случае с князьями
Шуйскими – из Шуи, Воротынскими – из Воротынска, Ярославскими – из Ярославля,
Вяземскими – из Вязьмы и т. п.
Не менее правдоподобно истолкование прозвища Кобыла от имени отца Андрея,
которого до приезда в Россию звали Гланда-Камбила Дивонович. Он был князем
одного из литовских или прусских племен и бежал из своих владений не то из-за
нападений Тевтонского ордена, не то из-за междуусобных распрей, вспыхнувших в
литовских землях после смерти Великого Литовского князя Миндовга, когда в
Новгороде и Пскове оказалось до трехсот семей вынужденных изгнанников, так что
даже одна из улиц Новгорода стала называться Прусской.
Тогда по созвучию с именем отца Андрея – Камбила – русские могли прозвать и
сына Кобылой, а отчество «Иванович» он получил после того, как Гланда-Камбила
Дивонович обратился в православие и при крещении получил имя Иван.
Позднее Романовы утверждали, что их предок возведен в сан боярина чуть ли не
самим родоначальником московских князей – Даниилом Александровичем, родным
сыном Александра Невского. Имя этого предка было Федор Кошка, и он был
ближайшим сподвижником Дмитрия Донского, который, отправившись на Куликово поле,
оставил боярина Федора Андреевича «блюсти град Москву и охранять великую
княгиню и все семейство его».
А через одиннадцать лет выдал Федор Кошка одну из своих дочерей, Анну, за
сына Великого князя Тверского Михаила Александровича – Рюриковича, одного из
могущественнейших русских князей. Сына Михаила Александровича звали Федором,
который по принадлежавшему ему городу Микулину, расположенному в сорока верстах
от Твери, назывался князем Микулинским.
Следующим знаменитым государственным мужем из потомства Андрея Кобылы был
Иван Федорович Кошкин – наместник Новгорода Великого, боярин и казначей
Великого князя Московского Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского.
Каждое новое поколение Романовых все теснее роднилось с Рюриковичами: внучка
Федора Кошки, Мария, стала женой князя Ярослава Владимировича Боровского –
прямого потомка Ивана Даниловича Калиты, дочь Марии и Ярослава Боровских была
великой Московской княгиней – женой Василия Темного. А их сыном и был муж Софьи
Палеолог – великий князь Московский Иван III Васильевич.
Обо всем этом не сразу, но зато с возможно полною достоверностью и узнала
Софья Фоминична.
Родство было наиболее верным средством занять при дворе видное положение, и
потомки Федора Кошки использовали это благоприятное обстоятельство как могли.
При Василии Васильевиче Темном, коего числили уже по монаршему счету
Василием II, был боярином и родственник Великой княгини, доводившийся Федору
Кошке внуком, Захарий Иванович Кошкин. А когда Софья Палеолог приехала в Москву,
боярами ее муж
|
|