Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История России :: Лев Гумилев - Открытие Хазарии
 [Весь Текст]
Страница: из 115
 <<-
 
   Лев Николаевич Гумилев

   Открытие Хазарии 
(историко-географический этюд)
   Мысли и чувства автора, возникшие во время пятилетнего путешествия по 
Хазарии, как в пространстве, так и во времени, или биография научной идеи. 
Написана в 1965 г. н. э., или в 1000 г. от падения Хазарского каганата, и 
посвящена моему дорогому учителю и другу Михаилу Илларионовичу Артамонову.

   Введение
   Читатель, исторически образованный, знает, что хазары были могучим народом, 
жившим в низовьях Волги, исповедовавшим иудейскую веру и в 965 г. побежденным 
киевским князем Святославом Игоревичем. Читатель – историк или археолог – 
ставит множество вопросов: каково было происхождение хазар, на каком языке они 
говорили, почему не уцелели их потомки, каким образом они могли исповедовать 
иудейство, когда оно было религией, обращение в которую запрещалось ее же 
собственными канонами, и, самое главное, как соотносились между собой 
собственно хазарский народ, страна, им населенная, и огромное Хазарское царство,
 охватывавшее почти всю Юго-Восточную Европу и населенное многими народами?
   В числе подданных хазарского царя были камские болгары, буртасы, сувары, 
мордва-эрзя, черемисы, вятичи, северяне и славяне-поляне. На востоке это 
царство граничило с Хорезмом, т. е. владело Мангышлаком и Устюртом, а значит, и 
всеми степями Южного Приуралья.
   На юге пограничным городом был Дербент, знаменитая стена которого отделяла 
Закавказье от хазарских владений. На западе весь Северный Кавказ, Степной Крым 
и причерноморские степи до Днестра и Карпат подчинялись хазарскому царю, хотя 
их населяли отнюдь не хазары, а аланы, касоги (черкесы), печенеги и венгры, еще 
не перебравшиеся на свою теперешнюю территорию.
   Но границы государства почти никогда не совпадают с границами расселения 
того народа, который это государство создал. Они бывают то у?же, то шире, в 
зависимости от военных успехов или неудач. Очерченная нами территория была 
границей царства, а где жил сам хазарский народ – письменные источники не 
указывают.
   Больше того, раскопанная профессором М. И. Артамоновым крепость на Дону, 
которую он отождествил с Саркелом, одной из хазарских крепостей, упомянутой и в 
русских летописях, и в византийских хрониках, не имеет археологических остатков,
 которые бы можно было отнести непосредственно к хазарам [6, с. 27 и след.]. В 
дохазарское время здесь было аланское поселение, после хазар – русский город 
Белая Вежа, а во время расцвета хазарского могущества – крепость, гарнизон 
которой состоял из трехсот наемных воинов, сменявшихся ежегодно [51, с. 20]. 
Могилы вокруг крепости принадлежат кочевникам – гузам или печенегам, очевидно 
служившим в хазарском войске [65, с. 153 и след.]. И в других местах, где 
побывали археологи, памятники хазарского времени относятся к подданным 
хазарского царя, а не к самим хазарам. Поэтому все, что известно историкам, 
касается хазарского государства в целом, но территория, где жил хазарский народ,
 отнюдь не совпадает с границами всей империи хазарского кагана [1 - Хаган, или 
каган,– начиная с III в. титул царя у тюрко-монгольских кочевых народов.].
   Название «хазары» было известно уже первому русскому летописцу, автору 
«Повести временных лет», и с тех пор оно упоминалось в русской исторической 
литературе неоднократно. Однако кто такие хазары и что такое Хазария – никто 
толком не знал, потому что, в отличие от прочих народов, имевших предков и 
потомков, у хазар ни тех, ни других не было обнаружено. Больше того, народность,
 в течение почти целого тысячелетия обитавшая в такой хорошо изученной 
местности, как междуречье Волги, Дона и Терека, где, согласно всем летописным 
источникам, помещался Хазарский каганат, почему-то не оставила после себя 
никаких археологических памятников. Хазары, как и все прочие люди, ели и пили и,
 конечно, били посуду, а где же черепки – материал, всегда являющийся первой 
находкой археологов? У хазар было два крупных города: Итиль на Волге и Семендер 
на Тереке – а где их остатки? Хазары умирали – куда девались их могилы? Хазары 
размножались – с кем слились их потомки? И наконец – где располагались 
поселения хазар, те самые «села и нивы», которые киевский князь Олег, по словам 
А. С. Пушкина, «обрек мечам и пожарам». Это все долго оставалось неизвестным!
   Обычно территорию, на которой обитал когда-то какой-либо народ, подлежащий 
изучению, находят без труда. Иногда бывают споры об определении границ области 
расселения и времени заселения тех или иных местностей, но это детали все той 
же проблемы. Зато восстановление истории народа встречается с разнообразными и 
не всегда преодолимыми трудностями. При разрешении хазарского вопроса все 
получилось как раз наоборот.
   Соседние народы оставили о хазарах огромное количество сведений, иногда 
совпадающих, а иногда исключающих друг друга. Византийские греки заключали с 
хазарами союзы и посылали к ним православных миссионеров; персы и арабы воевали 
с хазарами, но мусульманские купцы имели в хазарских столицах собственные 
кварталы; русские из Киева и Чернигова платили хазарам дань обоюдоострыми 
мечами, а собравшись с силами, в 965 г. прошли насквозь Хазарию, рубя такими же 
мечами хазарские головы.
   Писали о хазарах армяне и грузины, испытывавшие бедствия от их вторжений. Но,
 пожалуй, документом, дающим самые исчерпывающие сведения о хазарском народе, 
было письмо хазарского царя Иосифа в Испанию к сановнику халифа Абдрахмана III, 
Хасдаи ибн Шафруту, написанное в середине X в.
   На основе этих многочисленных
 
 [Весь Текст]
Страница: из 115
 <<-