|
Лев Николаевич Гумилев
Открытие Хазарии
(историко-географический этюд)
Мысли и чувства автора, возникшие во время пятилетнего путешествия по
Хазарии, как в пространстве, так и во времени, или биография научной идеи.
Написана в 1965 г. н. э., или в 1000 г. от падения Хазарского каганата, и
посвящена моему дорогому учителю и другу Михаилу Илларионовичу Артамонову.
Введение
Читатель, исторически образованный, знает, что хазары были могучим народом,
жившим в низовьях Волги, исповедовавшим иудейскую веру и в 965 г. побежденным
киевским князем Святославом Игоревичем. Читатель – историк или археолог –
ставит множество вопросов: каково было происхождение хазар, на каком языке они
говорили, почему не уцелели их потомки, каким образом они могли исповедовать
иудейство, когда оно было религией, обращение в которую запрещалось ее же
собственными канонами, и, самое главное, как соотносились между собой
собственно хазарский народ, страна, им населенная, и огромное Хазарское царство,
охватывавшее почти всю Юго-Восточную Европу и населенное многими народами?
В числе подданных хазарского царя были камские болгары, буртасы, сувары,
мордва-эрзя, черемисы, вятичи, северяне и славяне-поляне. На востоке это
царство граничило с Хорезмом, т. е. владело Мангышлаком и Устюртом, а значит, и
всеми степями Южного Приуралья.
На юге пограничным городом был Дербент, знаменитая стена которого отделяла
Закавказье от хазарских владений. На западе весь Северный Кавказ, Степной Крым
и причерноморские степи до Днестра и Карпат подчинялись хазарскому царю, хотя
их населяли отнюдь не хазары, а аланы, касоги (черкесы), печенеги и венгры, еще
не перебравшиеся на свою теперешнюю территорию.
Но границы государства почти никогда не совпадают с границами расселения
того народа, который это государство создал. Они бывают то у?же, то шире, в
зависимости от военных успехов или неудач. Очерченная нами территория была
границей царства, а где жил сам хазарский народ – письменные источники не
указывают.
Больше того, раскопанная профессором М. И. Артамоновым крепость на Дону,
которую он отождествил с Саркелом, одной из хазарских крепостей, упомянутой и в
русских летописях, и в византийских хрониках, не имеет археологических остатков,
которые бы можно было отнести непосредственно к хазарам [6, с. 27 и след.]. В
дохазарское время здесь было аланское поселение, после хазар – русский город
Белая Вежа, а во время расцвета хазарского могущества – крепость, гарнизон
которой состоял из трехсот наемных воинов, сменявшихся ежегодно [51, с. 20].
Могилы вокруг крепости принадлежат кочевникам – гузам или печенегам, очевидно
служившим в хазарском войске [65, с. 153 и след.]. И в других местах, где
побывали археологи, памятники хазарского времени относятся к подданным
хазарского царя, а не к самим хазарам. Поэтому все, что известно историкам,
касается хазарского государства в целом, но территория, где жил хазарский народ,
отнюдь не совпадает с границами всей империи хазарского кагана [1 - Хаган, или
каган,– начиная с III в. титул царя у тюрко-монгольских кочевых народов.].
Название «хазары» было известно уже первому русскому летописцу, автору
«Повести временных лет», и с тех пор оно упоминалось в русской исторической
литературе неоднократно. Однако кто такие хазары и что такое Хазария – никто
толком не знал, потому что, в отличие от прочих народов, имевших предков и
потомков, у хазар ни тех, ни других не было обнаружено. Больше того, народность,
в течение почти целого тысячелетия обитавшая в такой хорошо изученной
местности, как междуречье Волги, Дона и Терека, где, согласно всем летописным
источникам, помещался Хазарский каганат, почему-то не оставила после себя
никаких археологических памятников. Хазары, как и все прочие люди, ели и пили и,
конечно, били посуду, а где же черепки – материал, всегда являющийся первой
находкой археологов? У хазар было два крупных города: Итиль на Волге и Семендер
на Тереке – а где их остатки? Хазары умирали – куда девались их могилы? Хазары
размножались – с кем слились их потомки? И наконец – где располагались
поселения хазар, те самые «села и нивы», которые киевский князь Олег, по словам
А. С. Пушкина, «обрек мечам и пожарам». Это все долго оставалось неизвестным!
Обычно территорию, на которой обитал когда-то какой-либо народ, подлежащий
изучению, находят без труда. Иногда бывают споры об определении границ области
расселения и времени заселения тех или иных местностей, но это детали все той
же проблемы. Зато восстановление истории народа встречается с разнообразными и
не всегда преодолимыми трудностями. При разрешении хазарского вопроса все
получилось как раз наоборот.
Соседние народы оставили о хазарах огромное количество сведений, иногда
совпадающих, а иногда исключающих друг друга. Византийские греки заключали с
хазарами союзы и посылали к ним православных миссионеров; персы и арабы воевали
с хазарами, но мусульманские купцы имели в хазарских столицах собственные
кварталы; русские из Киева и Чернигова платили хазарам дань обоюдоострыми
мечами, а собравшись с силами, в 965 г. прошли насквозь Хазарию, рубя такими же
мечами хазарские головы.
Писали о хазарах армяне и грузины, испытывавшие бедствия от их вторжений. Но,
пожалуй, документом, дающим самые исчерпывающие сведения о хазарском народе,
было письмо хазарского царя Иосифа в Испанию к сановнику халифа Абдрахмана III,
Хасдаи ибн Шафруту, написанное в середине X в.
На основе этих многочисленных
|
|