|
о сложнее. Так, коренастое телосложение и большие округлые
носы
были характерны и для тех и для других, и вдобавок аналогичные особенности
заметны и в
темпераментах обоих народов. И те и другие любили музыку и пляски; и те и
другие были
настолько увлечены искусством, что могли восхищаться, перенимать и переделывать
совершенно инородные стили в нечто абсолютно новое, национальное; у обоих
народов
был талант к графическим искусствам, а также у них можно отметить почти
всенародную
любовь к красному цвету. И опять-таки, оба народа демонстрировали готовность
прибегнуть к политике выжженной земли в случае нашествия. Смешанные браки
вполне
могли сыграть свою роль в сохранении в России черт скифов, которые и по сей
день
продолжают находить свое выражение в национальном облике.
Некоторые ученые, однако, сомневаются, носили ли скифы бороды. Они предполагают,
что вырождение и болезни сделали многих из них безбородыми, но их изображения
на
таких сравнительно поздних, полученных, так сказать, из первых рук документах,
вроде
сосудов из Куль-Оба, Чертомлыка и Воронежа, совершенно ясно указывают на
обратное.
Данные раскопок в Пазырыке усложняют вопрос, вместо того чтобы разъяснить его,
так
как по ним видно, что, в то время как большинство соплеменников либо брили,
либо
выщипывали растительность на своих лицах, вождь монголоидного типа,
похороненный в
кургане № 2, от природы безбородый, был снабжен накладной бородой, которая
лежала
под его головой. Она была сделана из настоящих волос, коротко подстрижена и
покрашена
в черный цвет; она крепилась на полоске кожи, концы которой должны были
завязываться
на затылке. Более того, рядом с этой накладной бородой была положена кожаная
сумка с
запасом черной краски. Вероятно, люди, жившие в Пазырыке, ожидали, что их вождь
будет появляться в бороде, по крайней мере во время церемоний, а раз этот
конкретный
правитель — возможно, из-за своего монгольского происхождения — не мог
отрастить
себе бороду, его необходимо было снабдить подделкой, которая дала бы ему
возможность
появиться в надлежащем виде в мире ином. Наверное, стоит отметить сходство
формы его
накладной бороды с бородой, принадлежавшей фигурке облаченного в жреческие
одежды
человека, о котором здесь уже упоминалось ранее. В обоих случаях бороды слегка
отличаются очертаниями от тех, которые изображены на сосудах из Куль-Оба и
Чертомлыка. Но если придерживаться предположения, что та фигура в облачениях
была
священнослужителем, то наличие бороды похожей формы в могиле монгольского вождя,
похороненного в Пазырыке, может указывать на то, что именно этот правитель
играл не
менее важную роль в религиозной жизни своего племени, чем в мирских делах. Или
опять-
таки, если бороду не принимать за символ некой должности либо в политической,
либо в
религиозной сфере, то не стоит ли ее рассматривать как признак высокого
социального
положения или эмблему принадлежности к касте? Ведь бороды именно такой формы
носили вожди, в то время как рядовые свободные соплеменники, то есть воины и
охотники, имели заостренные бороды, изображения которых есть на металлических
изделиях этого периода.
Геродот отмечал, что скифы не использовали воду для мытья. Вместо этого женщины
изготовляли мазь из истолченной древесной мякоти кипариса и кедра, которую они
смешивали с ладаном и водой, растирая все это в массу. Они использовали эту
мазь в
качестве очистительного средства, намазывая себя ею на целый день. Геродот был
удивлен, обнаружив, что их кожа безупречно чиста, после того как они стирали ее
с тела.
Глава 2. Народ
Поселения городского типа
Недавние изыскательские работы представили доказательства того, что уже к V в.
до н. э.
некоторые скифы утвердились в южных регионах России как оседлые землепашцы.
Спицын пытался найти расовые различия между теми, кто поселился н
|
|