|
олее
светлым окрасом. По ногам некоторых лошадей лучших пород из погребений Пазырыка
можно судить, что они проводили зиму в укрытии, а также есть доказательства
того, что их
кормили зерном. При этом простым монгольским лошадкам, лежащим в тех же самых
могилах, не хватало еды уже задолго до их смерти. Наиболее ценным лошадям
клеймили
уши, и все они были кастрированы. В Скифии также все верховые лошади
кастрировались,
и этот обычай сохранялся в некоторых казацких поселениях Кавказа и центральной
России
до самой революции, где никто, кроме бедняков, не согласился бы на то, чтобы
его
увидели скачущим на некастрированном жеребце.
Рис. 13. Кувшин для кумыса из Чертомлыка. IV в. до н. э. Высота 27,5 дюйма
В Пазырыке у каждого кочевника была по крайней мере одна лошадь, но, как
правило, их
было значительно больше. Даже в женские могилы клали по одной убитой лошади,
хотя
ничто не объясняет, как эти лошади использовались при жизни. Покрой женских
одежд не
позволяет предположить, что женщины ездили верхом. В Скифии большинство воинов
имели в собственности значительное количество лошадей, а вожди племен, как
правило,
обладали большими стадами жеребцов и племенных кобыл. Лучшие стада были,
вероятно,
на Кубани и Днепре, так как количество лошадей, погребенных в наиболее крупных
курганах этих регионов, часто достигает сотен голов. С другой стороны, в районе
Полтавы
и Киева редко можно обнаружить в одном захоронении более чем одну лошадь.
Возможно,
здесь труднее было достать этих животных, или население здесь было победнее,
или же
малое количество лошадей в одном погребении может указывать на то, что местные
жители развили более передовую форму сельского хозяйства, чем та, которая
применялась
на юге, и скорее предпочитали влачить монотонное существование в плетеных домах,
чем
продолжать захватывающую, но нестабильную жизнь кочующих пастухов. В скифских
захоронениях, которые были изучены в Венгрии, редко можно найти более двух
лошадей,
похороненных в одной могиле, обычно бывает одна.
У всех верховых лошадей, обнаруженных в захоронениях Пазырыка, были подстрижены
гривы. То же самое, вероятно, практиковалось и в Скифии, так как у верховых
лошадей,
изображенных на скифских изделиях из металла, гривы подстрижены. Вероятно,
гривы
подстригали для того, чтобы они не мешали всаднику целиться из лука на всем
скаку. У
тягловых же лошадей, которые появляются на изображениях, можно увидеть длинные,
свободно ниспадающие гривы. Почти всем лошадям заплетали хвосты, но иногда
вместо
этого их завязывали узлом, уменьшая длину наполовину. Живая и убедительная
картина
работы скифов на своих лошадях дошла до нас в ярких орнаментах на великолепном
кувшине для кумыса из Чертомлыкского кургана. В высоту он значительно превышает
два
фута и имеет две ручки. Он относится к IV в. до н. э. и, вероятно, был сделан
каким-нибудь
греком из одного из соседних греческих городов. Основание кувшина украшено
узором из
листьев аканта; выше его разворачивается фриз, изображающий двух молодых и двух
скифов старшего возраста, которые при помощи лассо ловят небольших лошадей
монгольского типа. У некоторых лошадей гривы подстрижены; вероятно, это
животные,
которых отправили на подножный корм после срока службы. У других лошадей
длинные
гривы, и они, очевидно, еще не объезжены, так как яростно вырываются при
прикосновении аркана. Эта сцена вызывает воспоминания о степи. Подобную ей
можно
было, вероятно, наблюдать в любой казацкой общине в дореволюционные дни.
Рис.14. Фрагмент фриза на чертомлыкском кувшине для кумыса
Своей удалью на охоте и в бою скифы были обязаны в большой степени
замечательной
ловкости, с которой они управлялись со своими лошадьми. Но хотя они тратили
много
часов на обучение своих животных, гораздо большее количество времени они
посвящали
изготовлению конской сбруи, боевого и охотничьего снаряжения. Все конское
снаряжение,
которое пока было найдено как на восточной, так и на западной части равнины,
показывает, какое огромное значение скифы прида
|
|